Regency Enterprises (США), Le Studio Canal + (Франция) / Лазер видео, 1993 год, 108 минут.
Режиссер Джон Эмиэл
В ролях: Ричард Гир, Джоди Фостер, Билл Пуллмен, Джеймс Эрл Джонс.
О ЧЕМ:
C кровопролитной Гражданской войны в Америке вернулся после шестилетней отлучки муж фермерши Джек Соммерсби. Но он уже совсем не похож на грубого и малограмотного супруга, который до войны даже поколачивал субтильную Лорел. С момента появления Соммерсби в деревне у многих закрадывается сомнение в том, что это он. И когда местные власти арестовывают Соммерсби по подозрению в убийстве некоего Конклина, то и перед Лорел возникает дилемма: признать его мужем, отправив прямиком на виселицу, или же признаться в подмене и сохранить рядом с собой мужчину, но при этом окончательно его опозорив. Выбор за нее делает тот, кто называет себя Соммерсби, предпочтя почетную смерть бесславной жизни.
ВЛИЯНИЯ И АССОЦИАЦИИ:
Некоторые мотивы и ситуации картины перекликаются с малоудачной, на мой взгляд, французской лентой «Возвращение Мартина Герра», поставленной Даниелем Винем в 1982 году. К сожалению, сама идея показать бывшего вора и дезертира как человека, в одночасье обретшего все мыслимые и немыслимые достоинства (может ли белый с Юга вдруг возлюбить негров?), представляется сомнительной.
ДОСТОИНСТВА:
Картина собрала свыше 50 млн. долларов только в американском прокате, хотя не отличается остросюжетностью и особой насыщенностью зрелищными аттракционами. Умелый выбор главных исполнителей - энергичной, но асексуальной Джоди Фостер и обладающего неоднозначным имиджем (в том числе антигероя) Ричарда Гира - бесспорно, делает честь добротному режиссеру Джону Эмиэлу. Ловко сработанный сценарий делает акцент на том, что любой человек способен морально переродиться и получить награду за свои деяния - если не на Земле, то в загробном мире. Типично протестантская точка зрения.
НЕДОСТАТКИ:
Удивительно, но фон, на котором действует пара героев, прописан небрежно. Образы куклусклановцев и жалких негров не подымаются выше избитых клише, которыми страдали вестерны золотого периода Голливуда и так называемые прогрессивные ленты (например, Нормана Джуисона и Стенли Крамера) про расовую дискриминацию.
|