(р. 23.05.1921, Мелитополь - 29.10.2001), российский режиссер и сценарист. Народный артист СССР (1981). Лауреат премии «Ника» в 1994 году в номинации «Честь и достоинство», приза президента России на фестивале «Кинотавр» в 1996 году за вклад в развитие киноискусства. Участник Великой Отечественной войны. В 1953 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма и С.И.Юткевича). С 1952 года был ассистентом, затем вторым режиссером на Киевской киностудии. Дебютировал на «Мосфильме» постановкой фильма «Сорок первый» (1956, специальная премия на МКФ в Канне, 1957), ставшего одним из первых произведений решительно обновляющегося советского кинематографа в период так называемой оттепели. Вновь, как и Я.А.Протазанов за 29 лет до этого, обратившись к одноименному рассказу Б.А.Лавренева на историко-революционную тему, Чухрай усилил романтический, а главное - чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые вынуждены оставить свой случайно обретенный рай в стороне от исторических катаклизмов и все-таки поддаться влиянию классовых и идеологических предубеждений. Как для отечественных, так и для западных зрителей появление картины о заранее обреченной любви с буквально разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры Олег Стриженов и Изольда Извицкая стали своеобразными секс-символами той эпохи, пусть тогда такие определения в СССР вообще не употреблялись. Триумфально прошла по экранам мира и следующая лента «Баллада о солдате» (1959, две премии на МКФ в Канне, главный приз и премия за режиссуру на МКФ в Сан-Франциско, приз «Давид» Донателло» в Италии, 1960, номинация за сценарий на «Оскар», Ленинская премия, 1961), негероическая история молоденького солдата, случайно совершившего подвиг и отправленного на несколько дней в отпуск домой, хотя фильму отчасти вредит излишняя пафосность ряда сцен, особенно финала. Издержки символизма и нагнетание несколько истерических эмоций снижают впечатление от картины «Чистое небо» (1961, главная премия ex aequo на МКФ в Москве, приз за режиссуру на МКФ в Сан-Франциско), смело переосмысливающей сталинскую эпоху. Тем неожиданнее был резкий поворот Чухрая в сторону лирико-бытового кинематографа («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом вообще обращение к художественно-документальной манере («Память», 1969, выпуск - 1971). Последняя работа, сопоставимая по кинематографическим поискам и новому осмыслению исторических процессов с такими фильмами, как «Обыкновенный фашизм» М.И.Ромма (кстати, одного из учителей Чухрая) и «Алый парус Парижа» М.М.Хуциева, не встретила особого одобрения киноначальства. Оно также было раздражено не вписывающей в привычные рамки деятельностью этого режиссера в 1963 году как председателя жюри Московского кинофестиваля, посмевшего дать главный приз шедевру Федерико Феллини «Восемь с половиной», в 1965-1975 годы - в качестве художественного руководителя Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм», а в 1966-71 годы - как педагога режиссерской мастерской во ВГИКе (среди ее выпускников - Рустам Хамдамов, Ираклий Квирикадзе). К сожалению, творческая практика Чухрая приостановилась почти на десятилетие, а затем появившиеся ленты «Трясина» (1978), драма о матери, скрывающей во время и после войны своего сына-дезертира, и «Жизнь прекрасна» (1980, с Италией), политическая картина из заграничной жизни, свидетельствовали об утрате постановщиком прежнего художественного уровня. Последняя работа Чухрая в кино - осуществленное по необходимости и из уважения к творчеству Марка Донского завершение проекта Ю.А.Швырева «Я научу вас мечтать...» (1985), посвященного одному из ведущих мастеров советского кино. Знаменательно, что оба творца (и Чухрай, и Донской) со вкусом к бытописательству, но и с несомненной склонностью к романтическому и метафорическому видению мира, будучи признанными и на Западе, сломались на финальной стадии своей кинокарьеры, так и не осуществив задуманное или же поневоле создавая заказные идеологические произведения.
|