Россия, 2002 год / Премьер, 2002 год, 120 минут.
Режиссёр Алексей Балабанов
В ролях: Алексей Чадов, Ингеборга Дапкунайте, Георгий Гуркулия, Сергей Бодров-младший.
Новый фильм Алексея Балабанова даже критики ждали с нетерпением, предвкушая радикальный ответ автора скандального «Брата 2» политкорректному «Кавказскому пленнику» (1995) Сергея Бодрова. Но подача материала в форме воспоминаний молодого солдата Ивана (Алексей Чадов), мягко говоря, озадачила. Иван, будучи в плену у чеченских боевиков, работал на их полевого командира, скачивая для него информацию из Интернета и с содроганием наблюдая, как расстаются с головами отдельные пленные. В одной яме с Иваном сидели двое англичан (артист театра с невестой), тщетно ожидавшие, что их выкупят далёкие соотечественники. Измождённую англичанку (Ингеборга Дапкунайте) в обнажённом виде периодически купали в холодном речном потоке, унижая в её лице всю западную цивилизацию. В разговорах с Иваном этим же занимался полевой командир Аслан, причем его гневные филиппики в адрес русского народа оказались последним светлым пятном в фильме, который постепенно, но недвусмысленно стал превращаться в заурядный приключенческий боевик. Иван и полусонный англичанин, которых милостиво отпустили на волю, возвращаются в аул уже как боевой отряд с целью освобождения невесты и русского капитана (Сергей Бодров-младший).
Но Балабанов, снимавший успешные авторские ленты (от «Счастливых дней» до «Про уродов и людей»), на территории жанрового кино чувствует себя довольно неуютно. К тому же прекрасная операторская съемка дикой природы не может скрыть скудный бюджет и довольно наивные актёрские работы Алексея Чадова и Георгия Гуркулии в роли проводника-чеченца, ставшего ренегатом под страхом смерти своей семьи. Финальные военные эпизоды больше напоминают о боевиках класса «Б» с Чаком Норрисом, нежели сцены из «Апокалипсиса сегодня». Ведь наличие вертолётов в небе - это еще не повод сравнивать «Войну» со знаменитым антивоенным фильмом Фрэнсиса Форда Копполы, чем грешили многие обозреватели. А финальная перестрелка героев, плывущих по реке, больше отдаёт романтизмом живописных сцен из вестерна 50-х годов «Река, откуда нет возврата» с Мэрилин Монро, чем жестоким реализмом кавказской войны. Ну, а в основе идейной подоплёки иррационального поведения Ивана, вернувшегося «домой», лежит всё тот же миф о глобальном символическом реванше, опробованный успешно ещё в «Брате 2» на новорусской аудитории.
Неслучайно и то, что крикливое музыкальное оформление абсолютно не ложится на довольно скромный визуальный ряд. Оно, как и в «Брате 2», служит лишь рекламным довеском и приманкой для молодёжной аудитории, для которой звук часто важнее изображения. Далёк фильм «Война» и от гуманистического пафоса «Кавказского пленника», хотя, надо признать, он лишён воинствующей агрессивности «Брата 2» с его постсоветским наивным убеждением, что все другие народы чем-то обязаны русскому. В целом же, этот причудливый гибрид авторского и жанрового кино ожидает некоторый зрительский интерес, ибо на жалком фоне других российских лент «Война» вполне тянет на средний голливудский боевик и, кроме того, злободневна. А документальная манера подачи материала придётся по вкусу массовому зрителю, привыкшему к эстетике «Ментов» и с подозрением взирающему ныне на авторский кинематограф, от которого Алексей Балабанов, похоже, всё дальше отходит.
|