На крыльях ночи: история успеха «Бэтмена»

Именно он - антибандитский гот с крыльями смог выйти из бойни за звание самого почитаемого супергероя в ранге победителя. Данная победа была зафиксирована в прошлый уик-энд американским бокс-офисом. Шестая порция приключений остроухого атлета в антрацитовом плаще, собрав сногсшибательные $155 миллионов, на четыре миллиона обошла прежнее достижение, принадлежащее третьей части истории про человека-тарантула, одетого в эбонитовый костюм цветов ПФК «ЦСКА». Отдавая дань верховенству Бэтмена, а, также предваряя российскую премьеру «Темного рыцаря», мы решили вспомнить путь героя к своему триумфу.

Бэтмен

Началось все без малого семьдесят лет назад. На тот момент существовал хитовый комикс Боба Кейна, в котором мальчик-сирота, потеряв родителей на своих глазах, индуцируется комплексом мести. Повзрослев, он начинает его реализовывать, превращаясь с приходом темноты и с помощью эффектных тряпок в человека-летучую мышь, устраивающего театральные разборки с местным криминалитетом. Начиная с 40-х годов и до конца 70-х эта история пережила несколько теле- и киноэкранизаций, но несмотря на успех некоторых из них сам сюжет превратился чуть ли не в шутовскую бульварщину пародийного толка. В 1989 году Warner, завербовав молодого гения Тима Бертона, выпускает первую большую, многобюджетную экранизацию комикса. Тим Бертон сделал три главные вещи, которые изменили Бэтмена раз и навсегда и аукнулись впоследствии самому Бертону зрительскими осаннами и продюсерскими карт-бланшами. Он придал Бэтмену четкую мотивацию его поступков и ценностей, сделав его образ психологичекси гораздо более глубоким, чем это было ранее; подключил к работе декоратора Антона Фарста, который, собственно и сгенерировал выдающийся инфернальный Готэм-сити, по которому в фильме трассирует Бэтмен; и, наконец, он пригласил на главную роль Майкла Китона, человека, которого фанаты грозились зарезать, если он не возьмет самоотвод, но который своими строгими глазами сквозь прорези в маске и суровой мимикой обезоружил всех своих оппозиционеров, заложив новый стоический и смурый образ ночного борца с правопреступной нежитью.

Бэтмен возвращается

Бертон в перерыве между первым и вторым Бэтменом успел потрясти публику потусторонней мистерией про испитого юношу Эдварда с секаторами вместо фаланг. В роли оного сверкнул своим героиновым ликом начинающий Джонни Депп. А в сиквеле про добровольного помощника готтэмского убопа режиссер с блеском дублировал успешные лекала первой части, разумеется, с учетом новых персонажей и свежих сюжетных маневров. Отныне Бэтмену противостояли кафкианского полета вурадалаки – безобразный человек-пингвин гениально исполненный Дэнни де Вито и когтистая женщина-кошка с прозрачным сексуальным посылом в адрес главного героя (Мишель Пфайффер). Еще более сновидческий Готэм, его замогильная красота, в декорациях которой воюют Бэтмен и Кобблпот - одно из самых шедевральных достижений Бертона-визуализатора. Его мрачные детали вроде сизого, словно мертвого снега или выкрашенного черным домика Барби, почти тактильно воздействуют на зрителей. Пожалуй, самая живописная из всех мрачных сказок века.




Бэтмен навсегда

На этот раз Бертон выступил уже продюсером картины, а его место у руля съемок занял Джоэл Шумахер, режиссер нашумевшей драмы «С меня хватит» с участием Майкла Дугласа. В актерскую команду заманили лица сплошь новые, но все так же сплошь знаменитые: Бэтмена сыграл Вэл Килмер, его противников Двуликого и Загадочника Томми ли Джонс и Джим Керри, а на роль потенциальной пассии супергероя – психиатра Чейс Миридиан - позвали Николь Кидман. В этом стомиллионном готическом карнавале Бэтмен засиял новой палитрой красок, причем, во всех смыслах. Фильм сделали более контрастным и калейдоскопичным по цвету, а в образе Брюса Уэйна появились новые мотивы – теперь он не просто борец с уркаганами, но еще и сенсей, у которого появился ученик. Персонаж Робина присутствовал в истоках комиксовой саги про Бэтмена, но был реставрирован только в третьей части, потому что ранее Бертон считал его лишней фигурой. Да к тому же одно время даже ходили смешки, а не мужеложец ли Бэтмен, коль все время вертится с молодым юношей? В одном из ранних выпусков комиксов они даже делили одну кровать. Но в новом фильме подмастерье Бэтмена был только учеником, позволяя Темному Рыцарю продемонстрировать свою педагогическую сноровку. Критики и старозаветные поклонники ворчали, что канон Бертона был размыт, но касса фильма просто рвалась от сборов, которые перевалили за три сотни миллионов.

Бэтмен и Робин

Эту поделку Шумахера многие поклонники эпопеи про рукокрылого воителя с удовольствием выскребли бы из фильмографии Бэтменианы – настолько она пришлась им не по душе. «Черт! Бэтмен опустился до уровня супермена!» - возмущенно роптали они. На пост воплотителя образа Брюса Уэйна здесь заступил знатный голливудский джентельмен – мистер Клуни, но его шарм и харизма куда-то улетучились и временами он смотрелся весьма халтурно. Крис О’Доннел в роли Робина всю дорогу провоцировал у поклонников кишечные спазмы и мигрень, и даже Ума Турман как-то пришлась в шумахеровской карусели не ко двору. Зато приглашенный в картину австрийский громила, ныне дрябнущий на губернаторском троне штата Калифорния, очень браво смотрелся в роли ходячего рефрижератора. Как бы то ни было, второй и последний фильм Шумахера о Бэтмене стал одним из самых малоприбыльных предприятий на ниве экранизаций комиксов Боба Кейна.





Бэтмен: Начало

После беспомощной арлекинады Шумахера, история про костюмированного антикиллера стала приобретать статус падальной и продюсеры хотели уже было отправить одиссею Бэтмена в голливудский колумбарий, но тут на горизонте возник Кристофер Нолан. Осененный уникальными талантами этот молодой режиссер (ему тогда было 35 лет) взгрел несколько фестивалей своими независимыми психологическими триллерами, и продюсеры усмотрели в нем того, кто сможет оживить почившую легенду. На тот момент Нолан собирался снимать историческую ленту про соперничество иллюзионистов «Престиж», но акулы Warner волюнтаристски передернули его на экранизацию Бэтмена, высыпав к его услугам буквально гору денег на исполнение его персональных представлений о правильном Человеке-летучей мыши. На главные роли были приглашены те же актеры, что планировались Ноланом к участию в «Престиже» - Кристиан Бейл и Майкл Кейн. Приквел о взрослении главного героя получился эффектным и несколько экзотичным: Брюс Уэйн кочует по востоку, вступая в потасовки то с монгольскими каторжанами в местном сизо, то с ниндзя, которые обучали его искусству избавления от страхов, лишь во второй половине фильма прибредая в родной Готэм-сити. Зрители большей частью остались довольны, что и вылилось в хорошие сборы, позволившие кураторам проекта облегченно вздохнуть. После успешной реанимации Бэтменианы, вопросов кому поручить самую амбициозную шестую порцию приключений сурового полуночника в струящемся плаще уже не возникало.

Темный рыцарь

На алтарь успеха этой картины были положены фантастические $185 миллионов бюджета. Роль Джокера исполнил Хит Леджер, трагически ушедший из жизни в начале года, и своей смертью придавший зловещую ауру этой роли, которая, по мнению многих актеров, была сыграна им с пугающей гениальностью. Фильм, вышедший на прошлой неделе в американский прокат сразу же установил беспрецедентный для Голливуда рекорд, собрав в первые три дня $155 миллионов.

Премьера блокбастера в России назначена на 14 августа.