В конце концов, можете считать предлагаемую гипотезу абсолютной фантастикой. Однако мне кажется, что с наступлением XXI века, а главное - третьего тысячелетия, подлинная фантастика в кино (и прежде всего - научная фантастика) отступает под натиском всего фантазийного, мистического, приключенческого, развлекательного.
С одной стороны, это можно объяснить тем, что на рубеже столетий, не говоря уже о смене миллениумов, действительно возрастает, причем в резкой степени, отнюдь не фантастическая, а именно мистическая составляющая кинематографа, заставляя воспринимать навязываемый мотив «конца света» исключительно под углом сверхъестественного, таинственного и непостижимого противостояния божественных и дьявольских сил. Надо также принять во внимание, что мистика ориентируется в основном на подсознание или на смятенную душу человека, то есть обращена вовнутрь, сама по себе являясь чем-то интровертным. А фантастика чаще всего апеллирует все-таки к человеческому разуму и стремится распространиться вовне, вширь, чтобы охватить область Неизведанного, а значит, оказывается по своей сути экстравертным жанром.
С другой же стороны, классическая фантастика в литературе, сделав немало позднее воплотившихся открытий и сбывшихся прогнозов, в какой-то степени оказалась превзойдена самой реальностью ХХ века, который был даже более фантастичным, чем это виделось в смелых пророчествах. Типичная science fiction порой стала не поспевать за бурным развитием технической мысли непосредственно в науке да и в бытовой действительности. О какой фантастике может идти речь, если освоение космоса превратилось во вполне будничное дело?! Зачем, условно говоря, «изобретать велосипед», если через несколько лет его усовершенствованная конструкция появится в массовой продаже?! Стоит ли предсказывать крушение всего человечества в ближайшие 15-20 лет, если и не заметишь, как в миг пролетят эти годы - и грозное пророчество или умное предостережение отныне покажутся наивным анахронизмом?!
Особенно комичными выглядели всевозможные «Армагеддоны» и «Концы света», сделанные аккурат к магической замене цифр 1999 на 2000. Но и «реальный миллениум» (теперь так называют приход 2001 года, когда придется опять пышно и с размахом отметить наступление настоящего, а не фальшивого третьего тысячелетия) не будет ничем иным, как банальным празднованием очередного Нового Года, от которого много чего ждешь и мало что получаешь.
Ну, попадем мы в этот самый заветный 2001 год, который представлялся 33 года назад в фильме «2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика по сценарию Артура Кларка чем-то немыслимо далеким и словно неосуществимым. Однако тайна Неизвестного Монолита по-прежнему не разгадана - и мудрый фантаст в своем уже четвертом по счету романе на эту тему вообще унесся на тысячелетие вперед, а киностудия «Фокс» начала тайно разрабатывать план экранизации «3001». Параллельно Джордж Лукас продолжает снимать свою космическую сагу «Звездные войны», обращаясь к предыстории событий, случившихся «давным-давно, в очень-очень далекой галактике», не отказываясь от прежней фантазийности, используя более совершенные спецэффекты, но куда определеннее намекая на философско-теологические истоки повествования. А Стивен Спилберг уже заканчивает работу над воплощением давнего замысла Стенли Кубрика под названием «Искусственный интеллект», который раньше было невозможно сделать по техническим причинам.
Так значит, прогресс в науке и технике вовсе не мешает, а наоборот, помогает дальнейшему существованию кинофантастики, получающей в свое распоряжение такие выразительные средства, о которых прежде было боязно мечтать?! И кинематографисты благодаря этому обретут новый стимул реализовывать на экране совершенно невероятные проекты, где уже всё сплошь и рядом будет течь и изменяться, модифицируясь по роду материала, внешнему виду и даже по своему полу, как, например, стало известно из задумок готовящегося «Терминатора 3», в котором суперробот сможет принимать любое обличье, в том числе становиться реальной женщиной. И в снимаемых продолжениях «Матрица 2 и 3» тоже ожидаются неожиданные превращения, перемещения в пространстве и времени.
То есть истинное фантастическое кино еще не исчезнет? Конечно, хотелось бы в это верить - но, думается, его перспективное будущее связано не столько с навороченными визуальными эффектами (иногда они просто затмевают жалкое подобие авторских мыслей по поводу грядущего), сколько именно с четкой продуманностью и логической убедительностью художественных концепций, мировоззренческих систем восприятия фантастических миров. То, что андроиды у нас научились мыслить, чувствовать и видеть сны, - это уже никого не удивляет. Осталось лишь дождаться момента, когда сами фантасты в кино вновь станут демонстрировать примеры мыслительной человеческой деятельности. Ведь хочется знать не только про «искусственный интеллект», но и иметь дело с «интеллектом искусства».
|