(23.04.1917, Петроград - 23.10.2001, Москва), российский актёр. Народный артист СССР (1990). В 1934 году поступил в училище при театре имени Е. Б. Вахтангова, в 1935-м перешёл в студию МХАТ II. С 1936 года актёр Театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва, с 1937 - в театре имени М. Н. Ермоловой, затем в Театре-студии киноактёра. Дебютировал в кино в эпизодической роли одного из опричников в «Иване Грозном» (1945). Всего сыграл почти в ста фильмах. Участвовал в озвучивании многих анимационных лент.
Долгое время считалось, что Георгий Вицин родился в 1918-м, а не годом раньше. Однако он прожил именно 84 года. И для человека, всю жизнь занимавшегося йогой, этот полный срок кармы чрезвычайно значим. Даже то, что Вицин, попавший за неделю до смерти в больницу в связи с обострением болезней сердца и печени, отказался от начавших поступать в его адрес добровольных пожертвований, свидетельствует не только о большой личной скромности актёра, всегда старавшегося остаться в стороне от шумихи и ажиотажа. До конца исчерпав отведённое время жизни, он духовно был уже готов покинуть земные пределы. Ведь человек умирает тогда, когда не чувствует в себе сил для продолжения бытия на этом свете.
И тут вовсе нелишне вспомнить про Николая Гоголя, которого Георгий Вицин трижды («Весна», 1947; «Белинский», 1951; «Композитор Глинка», 1952) сыграл в начале своей карьеры в кино, однако предложенная ему сценарно-режиссёрская трактовка этого чрезвычайно неоднозначного образа была, увы, весьма приблизительна и схематична. А Вицин как раз обладал задатками трагического или, по крайней мере, остродраматического актёра, способного воплотить на экране то, что могло привести всего лишь 42-летнего (половина срока кармы!) Гоголя к сознательной решимости уморить себя голодом.
Разумеется, трагические, точнее, трагикомические выверты судьбы чувствуются в ряде персонажей Георгия Вицина, которых все привыкли считать просто смешными. Наивный чудак Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, между прочим, актёру тогда исполнилось 47 лет, то есть он вдвое был старше героя!) сыгран именно по-гоголевски, в духе Подколесина из «Женитьбы».
Эта же традиция «смеха сквозь слёзы» ощущается в роли администратора Калошина в короткометражке «История с метранпажем» (1992), снятой по одной из пьес, вошедших в «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова. Но даже знаменитая маска Труса («Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», 1961; «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Дайте жалобную книгу», 1965; «Кавказская пленница», 1966; «Комедия давно минувших дней», 1980) создана не столько в стиле эксцентрики и фарса, сколько на пересечении комического и грустного.
Трус - как бы интеллигент в этой троице хулиганов и пройдох, человек застенчивый и навек пришибленный, вынужденный покорно сносить удары судьбы и оскорбления «коллег по несчастью», однако обладающий в глубине души неким нерастраченным достоинством. То же самое с полным правом можно сказать и о Хмыре из «Джентльменов удачи» (1971), и об алкоголике Тебенькове из «Опекуна» (1970). Кстати, именно эти вицинские образы сформировали у массового зрителя устойчивое ложное представление о том, что и исполнитель страдает той же «российской болезнью», хотя в реальной жизни он, что называется, и капли спиртного в рот не брал, потому и прожил дольше всех из прославленного коллектива творцов данных комедий.
А ещё Георгий Вицин, практически лишённый возможности развивать свой лирико-комедийный дар («Запасной игрок», 1954; «Она вас любит», 1956; «Неисправимый лгун», 1974) или сниматься в экранизациях классики («Двенадцатая ночь», 1955; «Дон Кихот», 1957), легко соглашался играть во всевозможных сказках (от сатирических, как «Каин XVIII», 1963, до бесхитростно детских, несть которым числа). Потому что оставался, по сути говоря, тем интеллигентным петербургским мальчиком, который ещё в 1934 году решился поехать в Москву, чтобы поступить в училище при театре имени Вахтангова.
|