Догнать и перегнать хотя бы Испанию!

Давно прошли те благословенные времена, когда по посещаемости кинотеатров СССР занимал чуть ли не второе место в мире после Индии, где, как известно, кино является до сих пор единственным всенародным развлечением. В середине 60-х годов каждый советский зритель до 20-ти раз в год покупал билеты на просмотры новых и старых фильмов, и общее количество проданных билетов составляло свыше 4,5 миллиардов ежегодно. Огромная цифра, которая сейчас представляется вовсе фантастической!

Однако мы уже миновали ту бездну, в которую свалился российский кинопрокат после ликвидации на рубеже 80-90-х годов государственной системы функционирования киносети. И как бы мы ни относились к дальнейшему процессу приватизации кинотеатров, нельзя не признать, что только частные хозяева начали единственно спасительную в нынешних условиях, пусть и дорогостоящую, работу по техническому переоборудованию на самый современный лад безнадёжно устаревших залов, всей проекционной и звуковой аппаратуры.

За шесть последних лет в России было открыто 300 суперкинотеатров со звуком «Долби-стерео», а к в 2005 году их ожидается уже 500. Причём реконструкция некоторых залов пошла ныне по второму кругу, поскольку первоначально совершенно зря не предусмотрели, что большие кинотеатры, называвшиеся в советские времена в просторечье «сараями», следовало сразу же превращать в мультиплексы, то есть в многозальные комплексы, где есть возможность для более гибкого репертуарного планирования и существует меньше риска, что какой-то фильм провалится, если зал не будет заполнен хотя бы на треть. Потому что и в мировом прокате кассовый прирост и даже некоторое увеличение зрительской посещаемости достигаются только благодаря распространению мультиплексов.

Разумеется, в новых кинотеатрах цены на билеты существенно выше, чем в прежних. Но владельцы этих залов всё-таки пытаются проводить несколько иную ценовую политику, нежели раньше, когда кино оказывалось дорогостоящим развлечением лишь для «новых русских». Теперь есть существенные скидки на утренних сеансах для пенсионеров, а также для учащихся и студентов, если они к тому же пришли не в одиночку. И вполне реально посмотреть самый свежий заокеанский блокбастер в весьма комфортабельных условиях всего за 30 рублей! Между прочим, по общему курсу инфляции это составит чуть больше рубля на бывшие советские деньги. Напомним, что тогда билеты в кино стоили преимущественно 50-70 копеек, но залы-то были зачастую просто угнетающими по своим удобствам, а кинопроекция являлась абсолютно допотопной.

Конечно, верхняя планка цен в сегодняшних кинотеатрах остаётся крайне завышенной (300 рублей и даже больше), что превосходит в долларовом исчислении даже американские тарифы (согласитесь - отдать 10 долларов за билет ничего не стоит среднему американцу, в отличие от довольно обеспеченного русского, всё равно получающего в год неизмеримо меньше). И кассовые сборы стремительно растут в российском кинопрокате также по причине увеличения доходов именно в современных залах, открывающихся как в Москве, так и далеко за её пределами. Кстати, московская доля в общих прокатных результатах постепенно снижается - ранее она составляла порядка 80%. Но вклад в эту копилку, поступающий от новых кинотеатров, является действительно весомым.

Недавно стало известно о том, что британское независимое аналитическое агентство «Додона Ресёрч», в том числе занимающееся изучением кинорынка, пришло к выводу, что Россия окажется в 2007 году на шестом месте в Европе по прокату фильмов - после Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании. Благодаря давно ожидавшейся модернизации кинотеатров и имея такой солидный «человеческий ресурс», как более чем стосорокамиллионное население, Россия (по мнению английских исследователей) способна выйти на новый уровень развития, достигнув через четыре года сборов в кинопрокате примерно в пределах $400 млн. Однако специалист по кинорынку Кэтрин Райт считает, что для этого надо будет решить ряд серьёзных проблем, связанных прежде всего с преодолением коррупции и бюрократии. По её убеждению, ещё представляют особую сложность вопросы передачи кинотеатров в лизинговую систему управления, различный стиль менеджмента в киносети и вообще сильно отличающийся друг от друга способ взаимодействия с властями в регионах. Явно не хватает в России и мультиплексов, а также иных современных кинозалов. Но даже при имеющихся небольших возможностях общий потенциал российского кинопроката видится исследователям из Великобритании весьма перспективным.

Что можно сказать в ответ на это?! Бросим клич - «Догоним и перегоним хотя бы Испанию!». Где ж нам сейчас до Америки, в которой собирают в прокате уже около восьми миллиардов долларов в год! Правда, и населения у них в два раза побольше, и кинотеатров, оснащённых по последнему слову техники, насчитывается до пяти тысяч. А вот равняться на Испанию - вполне по силам, хоть испанцев в три с половиной раза меньше, чем россиян. Но если принять за ориентир названную агентством «Додона Ресёрч» цифру $400 млн., то это означает, что в 2007 году каждый житель России принесёт в кинотеатр около трёх долларов в год. Это даже неплохо, поскольку в самые лучшие времена общие сборы в кинопрокате СССР составляли по тому курсу примерно $2,4 млрд., а на одного человека приходилось где-то 10 долларов в год.