ЛАУРЕАТЫ "ОСКАРА"
Как и следовало ожидать, «Чикаго» получил главный «Оскар» - за лучший фильм 2002 года, а всего завоевал шесть премий, включая награды за женскую роль второго плана (Кэтрин Зита-Джонс), работу художника и художника по костюмам, звук и монтаж. Самое забавное заключается в том, что «Чикаго» не был отмечен ни за музыку (приз достался композитору Эллиоту Голденталу из «Фриды»), ни за песню (отсутствие Эминема, не пожелавшего петь на оскаровской церемонии из-за требований устроителей сделать цензурные сокращения в тексте, всё-таки не помешало рэп-композиции «Потеряй себя» из «8 мили» обрести желанный «Оскар»).
Но главными неожиданностями следует считать присуждение трёх премий «Пианисту» (режиссёру Роману Полянскому, актёру Эдриену Броди и автору адаптации Роналду Харвуду) и победу Майкла Мура с полнометражной документальной картиной «Боулинг для школы Коламбайн». Именно от Мура и Броди последовали наиболее явные антивоенные выпады в речах. Творец неигровой сатиры на культ оружия в Америке вообще заявил о том, что мы живём в вымышленном мире, где проводятся вымышленные выборы президента, который пользуется вымышленным поводом для начала войны. Некоторые из собравшихся приветствовали это аплодисментами, другие - неодобрительными выкриками. Однако более некрасивой была последующая попытка Стива Мартина, ведущего церемонии, поиздеваться над комплекцией режиссёра, которого якобы с трудом несколько охранников потом усаживали в лимузин.
А исполнитель роли польского еврея-музыканта Владислава Шпильмана, значительно нарушая регламент, весьма эмоционально дал понять залу, как он сам почувствовал на собственной шкуре, играя обитателя варшавского гетто, что означает война для обычных людей. С благодарностью помянутый им и сценаристом Харвудом тоже пострадавший в годы немецкой оккупации Роман Полянский стал невольным героем оскаровской церемонии, не будучи в состоянии лично приехать в Лос-Анджелес по причине продолжающегося преследования со стороны американской прокуратуры в связи с судебным делом 26-летней давности.
Между прочим, отсутствовали в зале кинотеатра «Кодак» на Голливудском бульваре и создатели немецкой картины «Нигде в Африке» о судьбе еврейской семьи, вынужденной сбежать от нацистов в Африку. Но, может, это было к лучшему, поскольку Мартин позволил себе не к месту пошутить и по поводу Франции с Германией, намекая на их нежелание поддержать США в противостоянии с Ираком. Подобные замечания ведущего звучали столь же странно, как и его неоднократные возвращения к теме прямых «натуралов» и весёлых геев с обыгрыванием значения слов straight и gay. Дело не в неполиткорретности высказываний, а в глупости их применения. К счастью, был оставлен без таких плоских комментариев гомосексуально ориентированный Педро Альмодовар, который заслужил «Оскар» за оригинальный сценарий «Поговори с ней» и, кстати, также призвал со сцены к миру и состраданию.
Удивительнее всего, что наиболее пафосный спич в адрес американской нации произнёс ирландец по происхождению Питер О‘Тул, который первоначально вообще отказывался принимать почётный «Оскар» за творческую карьеру, а тут вдруг рассыпался в усердных любезностях по отношению к Киноакадемии, Голливуду и ко всем встреченным им в жизни американцам. Собравшиеся приветствовали актёра стоя, как и ранее названных Майкла Мура, Эдриена Броди и Педро Альмодовара, а также исполнителей разных поколений, когда-либо получавших премии Киноакадемии. Надо сказать, что к концу церемонии публика стала вести себя куда адекватнее по ситуациям, нежели в начале, когда практически на всё сказанное Стивом Мартином и различными презентаторами реагировала с преувеличенным восторгом. Да и само торжество приобрело ближе к финалу какую-то осмысленность, перестав быть дежурной раздачей призов.
Чего, увы, нельзя сказать про прямую трансляцию вручения «Оскаров» на ОРТ, в программе «Дибров-пати», которая к утру, когда приглашённые гости уже разбрелись, превратилась почти в пародию на себя. Лишь только стоически выдержавший три с половиной часа синхронного перевода Алексей Медведев продолжал хранить марку профессионализма, на фоне которого Дмитрий Дибров с настойчивыми (и сомнительными) тезисами о «главном культурном событии мира» и «самом первом показе оскаровской церемонии на отечественном телевидении» казался уставшим дилетантом.
ЛАУРЕАТЫ "ОСКАРА"
|