"Нику" получили: за лучший фильм - Федор Бондарчук, за лучшую режиссуру - Алексей Герман-младший

"Нику" получили: за лучший фильм - Федор Бондарчук, за лучшую режиссуру - Алексей Герман-младший 19-я "НИКА" выбрала своих новых лауреатов. Лучшим фильмом признана "9 рота" Федора Бондарчука, лучшим дебютом - "Итальянец" Андрея Кравчука, лучшей режиссерской работой - "Гарпастум" Алексея Германа-младшего, лучшей сценарной - "Солнце" Юрия Арабова. Результаты голосования более шестисот членов Киноакадемии оказались настолько предсказуемы, что и возражений не вызывают, и домыслам простор открывают. Я тоже высоко ценю "9 роту", считаю ее одним из сильнейших фильмов года. Тоже думаю, что "Итальянец" - настоящее открытие нового таланта. Есть серьезные режиссерские потенции и у Германа, хотя рассудочная кокетливость его режиссуры работает, по-моему, против трагического по сути материала. Это все оттенки вкуса, а особых возражений, повторяю, нет. Но есть неприятные совпадения. СМИ уже отмечали такие же странности в практике "Золотого орла": чаще других премируются фильмы, которые производит Первый канал, по случайному совпадению обеспечивающий трансляцию торжественной церемонии. Теперь главным фаворитом "Ники" оказывается фильм, произведенный каналом СТС, - именно этот канал показал запись торжества в минувшее воскресенье. Тоже совпадение, хоть я сам голосовал за картину Бондарчука и рад ее законной победе. Но так как подобные совпадения всегда омрачают радость, неизбежно рождая сенсационные версии насчет закулисной алхимии что "Орла", что "Ники", то, по идее, лучше, чтобы фильмы делали одни каналы, а их награждение транслировали другие - это было бы правильнее. Хотя, вероятно, в нынешних "прифронтовых" условиях жизни нашего кино у "Ники" не было возможности выбирать себе телеканал. Абсолютного лидера по числу наград в этом году нет, что попутно говорит о ровном и сильном уровне номинантов. Три "Ники" взяла "9 рота" (за лучший фильм, лучшую работу звукорежиссера Кирилла Василенко и лучшую музыку Дато Евгенидзе), две - "Гарпастум" (режиссеру Алексею Герману-мл. и художнику по костюмам Елене Малич) и фильм "Космос как предчувствие" (Евгению Миронову за лучшую мужскую роль и оператору Юрию Клименко). Две награды получила и замечательная "ансамблевая" картина Николая Досталя "Коля - перекати поле" (исполнители ролей второго плана Ирина Розанова и Сергей Баталов), одна "Ника" у "Статского советника" (художник Владимир Аронин). Лучшим неигровым фильмом признана "Блокада" Сергея Лозницы. В номинации "Лучший фильм стран СНГ и Балтии" победила картина Левана Закареишвили "Тбилиси, Тбилиси". Стоит особо отметить знаменательный факт: из трех главных лауреатов двое - дебютанты в режиссуре, а один получил "Нику" за свою вторую картину. То есть долгожданная "новая волна" формируется на глазах, она уже определяет лицо нашего кино. Сама церемония в этом году вышла, пожалуй, удачней обычного - было меньше "хохм" и больше шуток. Отличным ее запевом стала придуманная Дмитрием Быковым и исполненная Михаилом Ефремовым остроумная интермедия на актуальную тему закрытия Музея кино - на сцене Театра Российской Армии возник музей виртуальный, и Ефремов элегантно прошелся по цепи последних событий известной кинематографической войны, к месту напомнив, что "Ника" хоть с крыльями, но, слава богу, без клюва. Эльдар Рязанов вспомнил к случаю, что ровно полвека назад он вошел в это здание, именуемое тогда Театром Советской Армии, чтобы снимать там "Карнавальную ночь". "Я чувствую себя реликтом, - сказал президент "Ники" и знаменитый комедиограф. - И это печально, что молодежь живет так, будто история началась с ее рождением. У нас растет поколение замечательное, но невежественное". Министр культуры Александр Соколов передал высокому собранию приветствие президента России: "Ника" не собирается останавливаться на достигнутом", - констатировал в своем послании Владимир Путин, пожелав всем радостного общения с удивительным миром кино. Вручая премию Наталье Орловой за прелестный мультик "Каштанка", лучший в мире "Ежик в тумане" Алексей Баталов вышел под звуки собственной фонограммы к самой гениальной анимации всех времен и посетовал на горькую судьбину: "Как ежик - так все сразу меня узнают". Помянули ушедших за год коллег под звуки музыки незабвенного Андрея Петрова. Дельное предложение внесла олимпийская чемпионка Елена Журова: вручая премию за лучший звук Кириллу Василенко ("9 рота"), она удивилась, что на "Нике" нет, как в спорте, "серебра" и "бронзы". И впрямь: стояли бы тогда все три достойных номинанта на трех ступеньках пьедестала почета - и никому не обидно. А то у нас как не получишь "Нику" - сразу все кричат: провалился. Принимая награду за лучшую женскую роль в фильме Константина Худякова "На Верхней Масловке", Алиса Фрейндлих порадовалась, что "Ника" предпочитает "не стрелялки, а что-то размышлятельное". Всех удивила Нина Усатова: вручая премию Сергею Баталову за лучшую роль второго плана в трагикомедии "Коля - перекати поле", она чудным контральто исполнила "Каким ты был, таким ты и остался" в сопровождении трио рэпперов из "Отпетых мошенников". Брат и сестра Оксана и Евгений Мироновы вышли в безупречно знойном танго, чтобы наградить композитора Дато Евгенидзе за музыку к "9 роте", а Владимир Зельдин, год назад отметивший свое 90-летие, напутствовал дебютанта Андрея Кравчука ("Итальянец") пожеланием быть рыцарем в профессии и по этому поводу спел молодым голосом арию рыцаря Печального образа из своего коронного мюзикла "Человек из Ламанчи". Среди "вручантов" было много легендарных лиц нашей культуры: Галина Волчек, Инна Чурикова, Татьяна Толстая, Геннадий Хазанов, Леонид Ярмольник, Роман Карцев. Жаль, правда, что телекамеры не могли взять в кадр всех взволнованных "получантов": число некстати заболевших превысило все нормы реализма. А главной новостью церемонии было учреждение приза за лучший телевизионный фильм - счет лауреатам новой премии открыл Глеб Панфилов, получивший "Нику" за экранизацию романа Александра Солженицына "В круге первом". В общем, было придумано очень много совершенно замечательного. И здесь пора назвать имя изобретательного Юлия Гусмана как режиссера и главного "мотора" всего действа. На "Нике" регулярно происходит то, что принципиально невозможно на "Оскаре": предварительная "накачка" зала. Публику "разогревают", долго репетируют бурные аплодисменты и сияющие улыбки, "заводят" остротами и будят пинками, что, в общем, похоже не на всероссийский бомонд, а на утренник в школе трудных подростков. Результат всегда плачевен: из года в год территория "Ники" превращается в большой съемочный павильон, фоторепортеры вопреки здравому смыслу затыкаются куда-то подальше, откуда никаким объективом ничего не достанешь, а знаменитых лиц в зале все меньше - кому же интересно на своем празднике работать костюмированной массовкой! В будущем году старейшая в России кинопремия будет отмечать свое 20-летие. Обещают много сюрпризов. www.rg.ru