Конец великой сказки?

Конец великой сказки?

Эльдар Рязанов снял свой 25-й и последний фильм - "Андерсен. Жизнь без любви"

Вы, конечно, помните эту троицу крупных комедиографов – Леонид Гайдай, Георгий Данелия и Эльдар Рязанов. Она блистала в 50-80-х годах, страшно сказать, прошлого века. После, когда социализм дрогнул и пошел на попятный, пошатнулась и почва под их ногами: «Мы привыкли быть кулаком в стену, а теперь приходится бить в вату. Зачем снимать?». Впрочем, вопроса «бить или не бить» Рязанов перед собой не ставил. Конечно, бить. Злободневно, в яблочко. С тем лиризмом, чьи мягкие струны лучше всего чувствуют себя в руках именно Эльдара Александровича. Да что-то в последнее время не получалось. «Ну что вы хотите – возраст у него уже не тот» - говорили за спиной. Но мы-то знаем – дело не в годах – просто растворилась его публика, перекроилась, обновилась, разинула роток на чужое, на голливудское. И он это почувствовал. Заметался, ища, как чуткий художник, новые детали и полутона. Но найти своего зрителя в прежнем объеме уже не смог.

Нет, Рязанов, он, конечно, будет снимать всегда. Куда кинематографу без него? Только, похоже, экрану придется учиться жить без великого мастера – по его словам, он снял последний свой фильм. Погрустил напоследок о наших бедах насущных? Отнюдь. Точкой в его карьере стала…сказка, где сам режиссер сыграл… гробовщика. Критики сошлись в одном – Рязанов снял, возможно, не самый гладкий, но, безусловно, самый личный, самый главный свой фильм.

На днях премьерой «Андерсен. Жизнь без любви» был открыт новый сезон в Центральном доме кино. Начальные титры – в зале аплодисменты, овации, браво-браво! Публика не дожидалась финальных кадров, чтобы размять ладони в восхищенных хлопках. Она готова была принять от Рязанова все, особенно с пометкой «последнее». Сам режиссер только отшучивался: «В этой картине я практически хороню Андерсена - я хозяин гробовой мастерской. Так что это замечательная шутка для моих будущих рецензентов: «Он похоронил Андерсена не только своей картиной, сделав ее бездарной, но он еще и буквально сыграл хозяина гробовой мастерской, которая закапывала великого сказочника в землю». Шутки шутками, но далась картина Эльдару Александровичу непросто: «Я задумывал это фильм еще 20 лет назад, да все не складывалось как-то, знаете ли…» Тогда, два десятилетия назад, Рязанов задумывал фильм как трагедию нешуточного напряжения, в которой должен был сыграть гениальный невротик советского экрана Иннокентий Смоктуновский. Но идея ленты пролежала в столе вплоть до 2005-го года, пока весь мир и Россия вместе с ним не отметила 200-летие со дня рождения Андерсена и пока по случаю юбилея не нашлось денег, чтобы один классик смог снять ленту о другом. Правда, государственных денег хватило ровно на половину киноработ, дальше съемки продолжались на деньги из частных карманов – не замораживать же начатое, в конце концов? Поначалу планировали снимать в Дании, на родине великого сказочника. «Да вашего бюджета и на день съемок там не хватит» - огорошили Рязанова, и за Копенгаген вполне даже сошел Петербург. Снимали с толком, с расстановкой, вычищая каждый кадр до глянцевого блеска. Почти без выходных и перерывов на празднование дней рождений – свой 79-й режиссер провел на площадке. «Поз-драв-ля-ем!!!!» - «А? Что? Ну да… Снимаем дальше – внимание мотор!»

И вот – день премьеры. Публики набралось столько, что фильм вынуждены повторять дважды – чтобы все смогли посмотреть. На сцену выходит Рязанов. Берет слово. Затягивает. «Эльдарчик, заканчивай уже – устали люди» - вмешивается жена. Он вздыхает и уходит со сцены, улыбаясь чему-то себе под нос. На следующий день критики, немного подкрутив краник желчи (великий режиссер, все-таки, да и уходит он), выплескивают на картину Рязанова галлоны грязи: «витиевато», «невнятно», «неточно», «чернушно»…

Да, противоречиво. Да, неожиданно. Да, резко. Но, в конце концов, это последняя его работа – ему можно напоследок быть иным, непривычным. Да и сам Рязанов предупреждал: «Я не собираюсь снимать биографический фильм об Андерсене, это просто кинороман о том, как нужно и как нельзя жить. Это моя, личная версия жизни великого сказочника».

Сюжеты из сказок великого Ганса Христиана и быль тут, действительно, вперемешку. С сусального образа этого датского гения, увековеченного детскими хрестоматиями, Рязанов слой за слоем снимает налипшую патоку. Возможно, немного излишне увлекшись при этом археологическими раскопками присущих сказочнику комплексов и физических изъянов. Итак, Андерсен по Рязанову это. Сын сапожника и прачки, который вожделеет славы. Он скуп. Неуравновешен. Эгоист. Не гнушается пожить за чужой счет. Стыдится родной сестры. Заискивает перед теми, у кого есть власть. Честолюбив. Охоч до наград, регалий и поощрений. В любви хронически невезуч – умер девственником. Как? И все? Так однобоко - спросите вы? Ничуть. Ближе к концу ленты маятник качнется в другую сторону, и Господь Бог из Дома смирения - Вячеслав Тихонов - трогательно лысый, с венчиком оставшихся волос и проволочным нимбом на голове, откроет нам другое, простив Андерсену его грехи и перечислив его достоинства. И тут мы видим уже совсем иного сказочника, с тонкой, метущейся душой, которая если где и смеет исповедоваться, то только в сказках. Ганс Христан это и делает, рисуя себя то Гадким Утенком, то Эльфом Розового куста, то Снеговиком, в груди которого горит огонь, то Голым королем, то Русалочкой, умирающей от любви...

Со смертью Гробовщик Рязанов поступает бесцеремонно. Без боязни и пиетета. Она для него – сказка с добрым концом. Вот он накрывает гробовой крышкой с окошком ушедшего Андерсена, и мы вдруг понимаем – смерть, как учил нас великий сказочник, это не смерть вовсе, а милейший Оле-Лукойе, от которого всегда можно ожидать новую сказку!

Справка «Газеты…»

Рязанов Эльдар Александрович родился 18 ноября 1927 в Куйбышеве. В 1950 окончил режиссерский факультет ВГИКа. Первый полнометражный художественный фильм Рязанова - музыкальная комедия «Карнавальная ночь». После него к режиссеру-дебютанту пришло признание: фильм не только возглавил список самых кассовых картин 1956 года, но и вошел в «золотой фонд» отечественной комедии.

Мы спросили: «Чего вы ждете от последнего фильма Рязанова?»

Катерина, преподаватель:

- Если Рязянов решил уйти на пенсию, то это его право. Ведь он уже в возрасте, видимо решил, что пора отдыхать. От его старых фильмов, снятых еще при Советском Союзе, я в восторге. А вот то, что он делал уже во времена «вседозволенности» мне не очень нравится. Так что от его последнего фильма я не жду ничего сверхъестественного.

Виталий, инженер телестудии:

- Мне абсолютно все равно – уходит он на пенсию, не уходит. Я работаю на телевидении, по этому мне хватает и фильмов, и передач. Когда прихожу домой – телевизор не включаю и вне работы не интересуюсь ни чем, что с ним связано.

Алексей Гвоздик, журналист:

- Человек должен снимать, пока он может это делать. Если он чувствует, что уже не способен творить, значит, так тому и быть. От его нового фильма не жду ничего. Лично для меня Рязанов не тот режиссер, от которого можно ожидать чего-то особенного.

Валентина Владимировна, метролог:

- Очень жаль, что он решил уйти. Ведь Рязанов прекрасный режиссер, талантливый от бога – не каждому дано снимать так, как это делал он. Думаю, его последний фильм войдет в историю и останется на века. Очень хочется пожелать Эльдару Александровичу, так кажется его отчество, крепкого здоровья и семейного благополучия.

Оля, домохозяйка:

- Этот режиссер уже много создал, так что, думаю, ему теперь с чистой совестью можно «идти на покой». От нового фильма ничего не жду, и даже ничего о нем не слышала. Но, надеюсь, он будет не хуже его предыдущих фильмов.

Маргарита Березовская, школьница:

- Честно говоря, я даже не знаю, что это за режиссер. А по поводу фильма… Думаю, если он - последний, то будет грустным.

Лиля, филолог:

- Жаль, конечно, что Рязанов больше не будет снимать фильмы. Но он ведь понимает, что делает. Видимо, осознает, что исчерпал свой потенциал. А последний его фильм, думаю, будет очень интересным, ведь в нем он, скорее всего, обобщит весь свой жизненный опыт.

 

Газета по-киевски