XXIV Московский кинофестиваль: Ретроспектива Стенли Кубрика

Хотя на Московском фестивале будет представлена лишь половина кинематографического наследия Стенли Кубрика, всё равно следует воспринимать это как грандиозное событие. И кроме того, в качестве запоздалого покаяния перед великим мастером, чья этапная картина “2001 год: Космическая одиссея” была скандально проигнорирована фестивальным жюри в 1969 году.

“2001 год: Космическая одиссея” (Великобритания-США, 1968)

“Заводной апельсин” (Великобритания-США, 1971)

“Бэрри Линдон” (Великобритания, 1975)

“Цельнометаллическая оболочка” (Великобритания-США, 1987)

“С широко закрытыми глазами” (Великобритания-США, 1999)

“Стенли Кубрик: Жизнь в картинах” (Великобритания-США, 2001, реж. Ян Харлан)

2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ

2001: A SPACE ODYSSEY

Режиссёр Стенли Кубрик

Великобритания-США. 1968.

Величественная “космическая одиссея” (жанр точно определён в названии) Стенли Кубрика приобретает с годами ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм - не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых тем и проблем человеческой цивилизации - от далёкого прошлого до XXI века, казавшегося ещё фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме “большого кинематографического спектакля”, грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $10,5 млн. - даже в нынешних ценах эта сумма составляет лишь $55,4 млн.), незабываемого “космического путешествия” во времени и пространстве.

Вопреки распространённому мнению, одноимённый роман Артура Кларка появился только после создания фильма.

Фильм получил “Оскар” за спецэффекты (Стенли Кубрик), 3 приза Британской киноакадемии - за работу художников, оператора и звукооператора, премию “Давид” Донателло” за лучшую иностранную ленту в Италии; в 1991 году включён в Национальный регистр фильмов в США

Картина участвовала от США в конкурсе Московского кинофестиваля в 1969 году, была отмечена только техническим жюри - дипломом Союза кинематографистов СССР при участии УНИАТЕК “за умелое использование технических средств кинематографа”

Сценарий Стенли Кубрик, Артур Кларк по рассказу “Часовой” Артура Кларка

Режиссёр Стенли Кубрик

Оператор Джефри Ансуорт при участии Джона Олкотта

Художники Эрнест Арчер, Хэрри Лэнг, Энтони Мастерс

Монтаж Рей Лавджой

Музыка Арама Хачатуряна, Дьёрдя Лигети, Рихарда Штрауса, Иоганна Штрауса

Звукооператор Уинстон Райдер

Продюсер Стенли Кубрик

Производство MGM, Polaris

Актёры Кир Далли, Уильям Силвестер, Гэри Локвуд, Дэниел Рихтер, Леонард Росситер, Маргарет Тайзэк, Роберт Битти, Шон Салливан

Продолжительность 139 минут (полная версия - 156 минут)

Формат 70 мм (1:2,20) и 35 мм (1:2,35)

Цветной

Звук Stereo

1968

СТЭНЛИ КУБРИК

Родился 26 июля 1928 года в Бронксе (Нью-Йорк, США). В детстве увлекался шахматами, затем фотографией, что уже к 17 годам привело его в ряды фотографов-профессионалов - в штат журнала Look. В 1950 году ушёл из журнала, чтобы осуществить мечту детства и снять свой первый документальный фильм “День боя”, проданный фирме “РКО-Патэ” всего за 100 долларов. В 1953 дебютировал игровой картиной “Страх и желание”, созданной для РКО на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Б. Хэррисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетную ленту “Поцелуй убийцы”. “Убийство” (1956) - первая работа Стенли Кубрика, где он не был стеснён бюджетом, и она впервые привлекла внимание критики. Все последующие фильмы Кубрика становились событиями в кинематографе, хотя список его личных наград скуден (“Оскар” за спецэффекты в ленте “2001 год: Космическая одиссея”, премия Британской киноакадемии за режиссуру “Бэрри Линдона”, приз имени Лукино Висконти в Италии в 1988 году, “Золотой Лев Святого Марка” за творчество в целом на МКФ в Венеции). С 1961 работал в Великобритании, куда переехал, чтобы избежать конфликтов с Голливудом и студийной системой, раздражёнными независимостью режиссёра и его стремлением быть автором своих работ в полном смысле слова. Также отличался особым кинематографическим перфекционизмом и в последние 30 лет ставил с большими перерывами. Умер 7 марта 1999 года в Харпендере (графство Хертфордшир, Англия) от сердечного приступа во сне накануне первого просмотра на студии “Уорнер Бразерс” своего финального произведения “С широко закрытыми глазами”, оказавшемся завещанием великого мастера кино. Кто-то подсчитал, что это произошло за 666 дней до 2001 года.

1951 - День боя (Day of the Fight) документальная короткометражка - режиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр, оператор, звукооператор

1951 - Летающий падре (Flying Padre) документальная короткометражка - режиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр, оператор, звукооператор

1952 - Мореплаватели (The Seafarers) документальная короткометражка - режиссёр, оператор

1953 - Страх и желание (Fear and Desire) продюсер, режиссёр, соавтор сценария, монтажёр, оператор

1955 - Поцелуй убийцы (Killer’s Kiss) сопродюсер, режиссёр, соавтор сценария, сюжет, монтажёр, оператор

1956 - Убийство (The Killing) режиссёр, сценарист

1958 - Тропы славы (Paths of Glory) режиссёр, соавтор сценария

1960 - Спартак (Spartacus) режиссёр, снимал после Энтони Манна

1962 - Лолита (Lolita) режиссёр

1963 - Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb) продюсер, режиссёр, соавтор сценария

1968 - 2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey) продюсер, режиссёр, соавтор сценария, создатель спецэффектов

1971 - Заводной апельсин (A Clockwork Orange) продюсер, режиссёр, сценарист, оператор досъёмок

1975 - Бэрри Линдон (Barry Lyndon) продюсер, режиссёр, сценарист

1980 - Сияние (The Shining) продюсер, режиссёр, соавтор сценария

1987 - Цельнометаллическая оболочка (Full Metal Jacket) продюсер, режиссёр, соавтор сценария

1999 - С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut) продюсер, режиссёр, соавтор сценария

2001 - Искусственный разум (A.I. Artificial Intelligence) соавтор сценария - фильм поставлен Стивеном Спилбергом

ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН

A CLOCKWORK ORANGE

Режиссёр Стенли Кубрик

Великобритания-США. 1971.

Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает о жестоком антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало 30 лет назад бурные споры среди критиков о сущности насилия, тоталитаризме общества и перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния. Они не очень вникали в суть философских изысканий режиссёра, исследовавшего механизм существования индивидуального и общественного насилия, подавления личности и превращения её в “послушного ребенка” - некий “заводной апельсин” - с помощью аппарата власти.

Фильм был изъят из кинопроката Великобритании вскоре после выхода - причём по личной просьбе Стенли Кубрика, который вынужденно пошёл на это из-за поступавших угроз в адрес его семьи. Повторно появился на британских экранах только через год после смерти режиссёра.

Своего рода ответом на “Заводной апельсин” следует считать ленту “О, счастливчик!” (1973) Линдсея Андерсона с тем же Малколмом МакДауэллом в главной роли. Картина была в советском кинопрокате, но в сильно сокращённом виде (изъяты 35 минут), что существенно исказило режиссёрский замысел. А “Заводной апельсин” из-за сцен насилия, секса, а также использования русских слов в речи героя никогда официально не показывался в СССР и только пару лет назад впервые демонстрировался по российскому телевидению.

Получил “Серебряную ленту” от Итальянского синдиката критиков за лучший иностранный фильм в Италии

Сценарий Стенли Кубрик по роману Энтони Бёрджесса

Режиссёр Стенли Кубрик

Оператор Джон Олкотт

Художник Джон Бэрри

Монтаж Билл Батлер

Композитор Уэнди Карлос

Музыка Эдварда Элгара, Генри Пёрселла, Николая Римского-Корсакова, Джоакино Россини, Людвига ван Бетховена

Звукооператор Брайан Блейми

Продюсер Стенли Кубрик

Производство Hawk Films, Polaris, Warner Brothers

Актёры Малколм МакДауэлл, Пэтрик Мэги, Эдриенн Корри, Обри Моррис, Джеймс Маркус, Стивен Бёркофф, Уоррен Кларк, Майкл Бейтс

Продолжительность 137 минут

Формат 1:1,66

Цветной и чёрно-белый

Звук Mono (во вновь выпущенной версии - Stereo)

1971

БЭРРИ ЛИНДОН

BARRY LYNDON

Режиссёр Стенли Кубрик

Великобритания. 1975.

Экранизация романа классика английской литературы Уильяма Теккерея восхищает прежде всего богатым изобразительным решением, точным, тонко стилизованным воспроизведением эпохи наполеоновских походов. Сюжет о возвышении и блестящей карьере молодого ирландца Бэрри Линдона, женившегося на богатой девушке из высшего света, типичен для классической литературы XIX столетия. Но Стенли Кубрик, как всегда, творит из обычной “моральной истории” эпическую фреску о превратностях человеческой судьбы и её взаимоотношениях с эпохой.

“Посмотреть “Бэрри Линдон” - будто целый день ходить по музею Прадо без обеда” (Стивен Спилберг).

Фильм получил 4 “Оскара” - за музыку, работу оператора, художника и декоратора, а также художников по костюмам, 2 приза Британской киноакадемии - за режиссуру и операторскую работу

Сценарий Стенли Кубрик по роману Уильяма Мейкписа Теккерея Режиссёр Стенли Кубрик

Оператор Джон Олкотт

Художник Кен Адам

Монтаж Тони Лосон

Композитор Леонард Розенман

Музыка группы The Chieftains, Фридриха Великого, а также Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Вольфганга Амадея Моцарта, Джованни Пайзьелло, Франца Шуберта и Антонио Вивальди

Звукооператор Родни Холланд

Продюсер Стенли Кубрик

Производство Hawk Films, Peregrine, Polaris

Актёры Райан О’Нил, Мариза Беренсон, Пэтрик Мэги, Харди Крюгер, Стивен Бёркофф, Гей Хэмилтон, Мэри Кин, Марри Мелвин, Фрэнк Мидлмэсс, Андре Морель

Продолжительность 183 минуты

Формат 1:1,66

Цветной

Звук Mono

1975

ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

FULL METAL JACKET

Режиссёр Стенли Кубрик

Великобритания-США. 1987.

“Рождён убивать” - такова надпись на касках юных морских пехотинцев из американской армии, которые сначала проходят дикую муштру под руководством сержанта Хартмена на острове Пэррис. Система учит убивать, внушая, что только так можно выжить на войне. Вторая половина фильма, действие которого происходит во Вьетнаме, убеждает, что во всеобщей бойне людей, которые действуют как отлаженные и пригнанные друг к другу части адской машины или словно пули, помещённые в цельнометаллическую оболочку, никто не вправе положиться на то, что доживёт до рассвета или даже до следующей минуты. Рождённый убивать автоматически превращается в предназначенного к смерти.

Стенли Кубрик предпочёл воссоздать бои не на азиатской натуре, а в специально построенных декорациях и в предназначенных на слом доках под Лондоном.

Стенли Кубрик получил за этот фильм премию “Давид” Донателло” в Италии как лучший иностранный продюсер.

Сценарий Стенли Кубрик, Майкл Хёрр, Густав Хэсфорд по роману “Кому отпущен краткий срок” Густава Хэсфорда

Режиссёр Стенли Кубрик

Оператор Даглас Милсам

Художник Антон Фёрст

Монтаж Мартин Хантер

Композитор Вивиан Кубрик под псевдонимом Эбигейл Мид

Звукооператор Найджел Голт

Продюсер Стенли Кубрик

Сопродюсер Филип Хоббс

Производство Natant, Warner Brothers

Актёры Мэтью Модин, Адам Болдуин, Винсент Д’Онофрио, Р. Ли Эрми, Дориан Хэрвуд, Арлисс Хауард, Кевин Мейджор Хауард, Эд О’Росс, Джон Терри

Продолжительность 116 минут

Формат 1:1,66 (европейская версия), 1:1,85 (американская версия)

Цветной

Звук Dolby

1987

С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

EYES WIDE SHUT

Режиссёр Стенли Кубрик

Великобритания-США. 1999.

Семейные отношения врача Уильяма и искусствоведа Элис подвергаются испытаниям во время переживаемых ими фантазий или реализованных сексуальных влечений, хотя нельзя сказать с полной уверенностью, что всё поведанное в фильме не является неким “сном с широко закрытыми глазами”.

Замысел фильма, помимо литературного первоисточника Артура Шницлера, также вырос из двух неосуществлённых проектов начала 60-х годов - “Голубая луна” (о создателях первого порнографического фильма в Голливуде) и психосексуального триллера “Рапсодия”.

Сам Стенли Кубрик был дважды и недолго женат в 50-е годы, а с третьей женой, художницей Кристине, немкой по происхождению, прожил 41 год в браке.

А вот семейные отношения Тома Круза и Николь Кидман, снявшихся в главных ролях, распались через полтора года после выхода ленты.

Лучший иностранный фильм во Франции по итогам голосования Французского синдиката критиков

Сценарий Стенли Кубрик, Фредерик Рафаэл по мотивам “Новеллы снов” Артура Шницлера

Режиссёр Стенли Кубрик

Оператор Лэрри Смит

Художники Лесли Томкинс, Рой Уокер

Монтаж Найджел Голт

Композитор Джослин Пук

Музыка Дьёрдя Лигети, Вольфганга Амадея Моцарта, Дмитрия Шостаковича

Звукооператор Тони Белл

Продюсер Стенли Кубрик

Производство Hobby Films, Pole Star, Warner Brothers

Актёры Том Круз, Николь Кидман, Сидни Поллак, Лили Собески, Раде Шербеджия, Винесса Шо, Тодд Филд, Скай Дюмон

Продолжительность 159 минут

Формат 1:1,85

Цветной

Звук Dolby Digital

1999

СТЕНЛИ КУБРИК: ЖИЗНЬ В КАРТИНАХ

STALEY KUBRICK: A LIFE IN PICTURES

Режиссер Ян Харлан

Великобритания. 2001.

Стенли Кубрик был известен своим нежеланием общаться с журналистами и хоть как-то трактовать свои замыслы и фильмы. Тем ценнее лента, посвященная его жизни и творчеству, в которой использованы редкие фотографии и киноплёнки из семейной коллекции вдовы Кубрика. Картина снята его шурином Яном Харланом.

Сценарий Ян Харлан

Режиссер Ян Харлан

Оператор Мануэль Харлан

Монтаж Мелани Вайнер-Кунео

Звукооператор Мануэль Харлан

Продюсер Ян Харлан

Производство Warner Home Video Ltd.

Текст читает Том Круз

Продолжительность 144 минуты

Формат 16 мм, Digi-Beta

Цветной и черно-белый

Звук Dolby

2001

Ян Харлан

Родился 5 мая 1937 года в Карлсруэ (Германия). Племянник известного нацистского режиссера Файта Харлана. Начинал в середине 60-х годов как ассистент у своего шурина Стенли Кубрика, который женился на его сестре Кристиане Харлан в 1958 году. Был исполнительным продюсером на фильмах Кубрика “Бэрри Линдон”, “Сияние”, “Цельнометаллическая оболочка” и “С широко закрытыми глазами”, а также на ленте “Искусственный разум”, поставленной Стивеном Спилбергом по сценарию Стенли Кубрика.

2001 - Стенли Кубрик: Жизнь в картинах (Stanley Kubrick: A Life in Pictures)

ЧИТАЙТЕ О ФЕСТИВАЛЕ:

1) МОСКОВСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ ИЩЕТ ВЕКТОР

2) КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА XXIV МОСКОВСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

3) ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ С ТРЕТЬЕГО РАЗА СТАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ

4) XXIV МОСКОВСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ