Насколько рентабельны нынешние звезды Голливуда?

Американец Уилл Феррел снова, второй год подряд возглавил список самых переоцененных актеров Голливуда по версии авторитетного в финансовых вопросах журнала Forbes. Стоит ли ему расстраиваться по этому поводу? Что в данном случае означает "переоцененный"? И, наконец, кто же тогда самый недооцененный?

Переоценка

Начать, конечно, следует с того, каким образом Forbes определяет ценность актеров. Выборка включала в себя 36 самых оплачиваемых актеров Голливуда, каждый из которых за последние 5 лет снялся как минимум в трех крупных фильмах, то есть фильмах, вышедших в прокат как минимум в 500 кинотеатрах. Затем аналитики журнала посчитали сборы от всех фильмов каждого актера, взяв только те картины, которые вышли до 1 июня 2010. При этом учитывались и DVD продажи.

После этого, используя собственные авторитетные источники (наличие которых, в общем-то, и отличает хороший финансовый журнал от плохого), аналитики подсчитали количество денег, которые студии заплатили актерам за каждый их фильм. В эти суммы вошли не только гонорары, но и предоплата за участие, а также отчисления от продажи DVD и авторских прав на телетрансляцию картины. После этого доходы уже самих студий делились на выплаченные актерам деньги, и в результате получался показатель, который характеризует, сколько в среднем студии приносит каждый доллар, вложенный в актера.

И вот, для Уилла Феррела этот показатель стал самым низким - всего 3,35 доллара. То есть получается, что на каждый вложенный в него доллар студии получают всего по 2,35 доллара прибыли. На втором месте с конца расположился Эдди Мерфи с результатом в 4,45 доллара, на третьем - Дензел Вашингтон с 5,1 доллара, а на четвертом - Сет Роген с 6,75 доллара. Замыкает "первую" пятерку Том Круз с результатом в 7,2 доллара.

Показательно, что этот своего рода античарт возглавляют комедианты. По мнению аналитиков Forbes, это связано с трудностями перевода американского юмора на иностранные языки, из-за чего, мол, комедии с участием этих актеров показывают в прокате за пределами США неважные результаты. Может, конечно, это и вправду трудности перевода, а может, просто комедии плохие. Хотя, наверное, аналитикам виднее.

Но, как бы там ни было, уже из вышесказанного видно, что данный показатель далеко не идеален. Главная его слабость в том, что он напрямую увязывает сборы фильма исключительно с игрой одного актера, а ведь провал ленты может быть обусловлен многими причинами. Например, тот же Эдди Мерфи пару лет назад снялся в фильме "Знакомьтесь: Дэйв", спасти который не смогло бы и участие самого Чарли Чаплина - настолько беспомощным и убогим был сценарий картины. Или, скажем, если в картине снимались сразу два актера из списка, но провалом она обязана лишь одному из них, то получается, что и второй в ответе. Так что, теоретически, расстраиваться Феррелу пока рано - есть актеры и похуже, чем он.

Недооценка

А кто же стал лучшим по этим показателям, то есть кто же принес боссам киноиндустрии огромные прибыли при скромных (ну, сравнительно скромных - все-таки речь идет о 36 самых высокооплачиваемых актерах Голливуда) вложениях?

Самым рентабельным актером последних лет признан Шайя Лабеф. Каждый потраченный на него доллар в среднем приносил 81 доллар прибыли, то есть этот молодой человек в 24 раза прибыльнее пожилого комика Феррела. В этом нет ничего удивительного, ведь Лабеф снимается в таких боевиках, как "Трансформеры" и "Индиана Джонс 4". Переводить, например, первый из них на иностранные языки просто нет нужды - не зря американские журналисты придумали для этой и других картин Майкла Бэя собственное название - CGI porn.

На втором месте расположилась Энн Хэтэуэй, с результатом в 65 долларов на каждый доллар, вложенный в нее. За ней следует Дэниел Редклиф (42 доллара), Роберт Дауни младший (34 доллара) и Кейт Бланшетт (28 долларов). Бланшетт, кстати, попала в этот список благодаря преимущественно двум картинам - "Загадочная история Бенджамина Баттона" и "Робин Гуд". Последняя, довольно вяло стартовав, все же заработала в прокате свыше 300 миллионов. Всем этим людям, вероятно, студии могли бы платить чуть побольше, учитывая прибыли, которые приносят картины с их участием. Однако, опять же, уместно будет повторить, что речь и так идет о самых высокооплачиваемых представителях актерской профессии, поэтому вряд ли они жалуются.

Абсолютные показатели

Относительные показатели - это, конечно, хорошо. Однако кто же из актеров лидирует по абсолютным показателям, то есть зарабатывает больше всех?

Если речь идет об актрисах, то тут безусловным лидером является Сандра Баллок, которая заработала около 56 миллионов долларов всего на двух фильмах - романтической комедии "Предложение" и драме "Невидимая сторона". В обеих проектах голливудская звезда участвовала не только за гонорар, но и за значительный процент от прибыли (картины собрали в прокате 320 и 310 миллионов соответственно при бюджетах в 40 и 30 миллионов).

Следом за Баллок расположились Рис Уизерспун (32 миллиона долларов), Кэмерон Диаз (32 миллиона долларов), Дженнифер Энистон (27 долларов) и Сара Джессика Паркер (25 миллионов долларов). Примечательно, что последние две актрисы попали в список благодаря сериалом, съемки которых давно завершились, но которые, однако, регулярно повторяются и хорошо продаются на DVD. Для Энистон это "Друзья", а для Паркер - "Секс в большом городе".

Что касается мужчин, то сильный пол в Голливуде по-прежнему зарабатывает гораздо больше слабого. Так, лидер рейтинга Forbes Джонни Депп заработал 75 миллионов долларов. На втором месте расположился Бен Стиллер с результатом в 53 миллиона долларов. Главными источниками дохода для актера стали вторая часть "Ночи в музее" и комедия "Маленькие Факеры". Третье место осталось за Томом Хэнксом, однако часть из заработанных им 45 миллионов пришлась на продюсерскую деятельность актера.

На четвертом месте - Адам Сэндлер с 40 миллионами долларов. Несмотря на то что его комедия "Одноклассники" стартовала в прокате достаточно слабо, к настоящему моменту она собрала в мировом прокате 230 миллионов долларов. Замыкает первую пятерку Леонардо ди Каприо с результатом в 28 миллионов, которыми он обязан "Острову проклятых" Скорсезе.