XXIV Московский кинофестиваль: Специальный показ

В рамки “Специального показа” обычно включаются те фильмы, создатели которых пообещали лично приехать на фестиваль. По заявленным лентам получается, что список заграничных гостей ожидается впечатляющим. Может удивить наличие отнюдь не новой американской картины “Дети меньшего Бога” - но, видимо, кто-то из её участников тоже намеревается побывать на Московском кинофестивале.

"8 женщин" (Франция, реж. Франсуа Озон) фильм будет показан на открытии фестиваля

“Антикиллер” (Россия, реж. Егор Кончаловский)

“Бусман и Лена” (Франция-ЮАР, реж. Джон Берри)

“Дети меньшего Бога” (США, реж. Рэнда Хейнс)

“Дневники Вацлава Нижинского” (Австралия, реж. Пол Кокс)

“Кедма” (Израиль-Франция-Италия, реж. Амос Гитай)

“Милая Рита” (Австрия-ФРГ, реж. Джессика Хаузнер) фильм будет показан по случаю присутствия в Москве режиссёра Джессики Хаузнер в качестве члена жюри

“Неверная” (США, реж. Эдриан Лайн)

“Обет” (Греция-Кипр-Болгария, реж. Андреас Панцис)

“Пианист” (Франция-Польша-ФРГ-Великобритания, реж. Роман Полянский)

“Полуночница” (США, реж. Кристофер Мюнх)

“Последний мяч” (США, реж. Питер Кэллахан)

“Просветление” (Франция, реж. Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр)

“Роковая женщина” (Франция-США, реж. Брайан Де Пальма) фильм будет показан на закрытии фестиваля

“Секс - это комедия” (Франция, реж. Катрин Брейя)

“Сыновья Мари” (Канада, реж. Кароль Лор)

“Человек без прошлого” (Финляндия, реж. Аки Каурисмяки)

8 ЖЕНЩИН (8 FEMMES)

Режиссёр Франсуа Озон

Франция. 2001.

Франция в 50-е годы. В изолированном особняке собираются во время зимнего отпуска члены одного семейства - восемь женщин, каждая из которых была по-своему близка к хозяину дома (это жена, свояченица, тёща, сестра, две дочери, служанка и домоправительница). Тем не менее он убит одной из них. Кто же на самом деле это сделал? Типичный для детектива вопрос whodunit решается не только в духе сочинений Агаты Кристи, но и в стиле славных мюзиклов той поры.

Фильм удостоен премии за актёрский ансамбль на МКФ в Берлине в 2002 году.

 Сценарий Франсуа Озон по пьесе Робера Тома

Режиссёр Франсуа Озон

Оператор Жанна Лапуари

Художник Арно де Молерон

Монтаж Лоранс Баведен

Композитор Кришна Леви

Звукооператор Пьер Гаме

Продюсеры Оливье Дельбоск, Марк Мисонье

Производство Fidelite Productions, France 2 Cinema, Mars Films

Актёры Катрин Денёв, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, Фанни Ардан, Виржини Ледуайен, Даниель Дарьё, Людивин Санье, Фирмин Ришар

Продолжительность 103 минуты, Формат    1:1,85, Цветной, Звук Dolby , 2001

Франсуа Озон

Родился 15 ноября 1967 года в Париже. Изучал режиссуру в Парижской киношколе ФЕМИС. С 1988 года снимает короткометражные фильмы. В 1998 году дебютировал в полнометражном кино.

1988 - Семейное фото (Photo de famille), короткометражка

1988 - Пальцы на животе (Les doigts dans le ventre), короткометражка

1991 - Вкус крови (Une goute de sang), видеокороткометражка

1991 - Кожа подле кожи (Ненужный риск) - Peau contre peau (Les risques inutiles), документальная видеокороткометражка

1991 - Дыра, мадам (Le trou madame), документальная видеокороткометражка

1991 - Два плюс один (Deux plus un), короткометражка

1992 - Воссозданный Тома (Thomas reconstitue), видеокороткометражка

1992 - Виктор (Victor), короткометражка

1993 - Роза между нами (Une rose entre nous), короткометражка

1994 - Игра в правду (Action Verite), короткометражка

1994 - Маленькая смерть (La petite mort), короткометражка

1995 - Летнее платье (Une robe d’ete), короткометражка

1995 - Постельные сцены (Scenes de lit), короткометражка

1995 - Жоспен становится яснее (Jospin s’eclaire), документальный фильм

1996 - Увидеть море (Regarde la mer), среднеметражный фильм

1998 - Ситком / Крысятник (Sitcom)

1998 - Х2000 (X2000), короткометражка

1999 - Криминальные любовники (Les amants criminels)

1999 - Капли дождя на раскалённых скалах (Gouttes d’eau sur pierres brulantes)

2000 - Под песком (Sous le sable)

2001 - 8 женщин (8 femmes)

АНТИКИЛЛЕР (ANTIKILLER)

Режиссёр Егор Кончаловский

Россия. 2002

Боевик по одноименному роману Данилы Корецкого.

“Мы не снимаем традиционную “чернуху”. Наша цель - показать не бандитов, а их философию. Это фильм о конфликте философии…” (Егор Кончаловский).

Первый отечественный боевик нового поколения, в котором знакомая многим (не только по кино) отечественная криминальная реальность соединилась с современной подачей, характерной для актуального мирового кино в жанре action. А нравственный императив советской детективной киноклассики в духе сериала “Место встречи изменить нельзя” - с разудалым постмодернистским релятивизмом американского и юго-восточного боевого кино.

Ориентиром для беспрецедентно масштабной по нынешним российским меркам постановки (бюджет составил $5 млн.) послужили, по словам режиссера, “новые восточные блокбастеры, а также современные европейские криминальные ленты, те, которые, безусловно, являются увлекательными фильмами действия, но при этом “Антикиллер” - вполне авторское кино”.

Столь же нетипичным для отечественного кинопроцесса стал саундтрек, где на вполне законных основаниях использованы композиции полутора десятков западных групп самой высокой пробы, среди которых RED SNAPPER, DEATH IN VEGAS, UTAH SAINTS, ORISHAS, JUNKIE XL, OUTCAST. Диапазон стилей - от электронной музыки в самых разнообразных ее проявлениях до гангста-рэпа и хэви-метала. Есть даже хип-хоп на французском и испанском языках. Не обошлось и без отечественных героев звука: ростовская рэп-группа КАСТА, коллектив NETSLOV, композиция “Зрение” с последнего альбома Линды.

Сценарий Фуад Ибрагимбеков, Данила Корецкий

Режиссёр Егор Кончаловский

Оператор Антон Антонов

Художник Фёдор Савельев

Монтаж Ольга Гриншпун, Бенедикт Брюнэ

Звукооператоры Лионель Монтаборг, Анна Гиборг

Продюсеры: Юсуп Бахшиев, Владимир Кильбург, Виктор Такнов

Производство MB Productions, Golden Key

Актёры Гоша Куценко, Михаил Ульянов, Сергей Шакуров, Александр Балуев, Евгений Сидихин, Виктор Сухоруков, Михаил Ефремов, Сергей Векслер, Вячеслав Разбегаев, Иван Бортник, Виктория Толстоганова, Любовь Толкалина, Александр Белявский, Юрий Кузнецов

Продолжительность 110 минут, Формат 35 мм, Цветной , Звук Dolby SRD, 2002

ЕГОР КОНЧАЛОВСКИЙ

Родился 15 января 1966 года в Москве. В 1990 окончил международную школу St. Clares в Оксфорде, в 1991 - Кенсингтонский бизнес-колледж. Магистр истории искусства Кембриджского университета. Режиссёр более 120-ти рекламных роликов. В 1999 году дебютировал в игровом кино.

1999 - Затворник

2002 - Антикиллер

БУСМАН И ЛЕНА (BOESMAN AND LENA)

Режиссер Джон Берри

Франция-ЮАР. 2000.

Еще во времена апартеида немолодая “коричневая” семейная пара поселяется около Кейптауна. Женщина по имени Лена склонна к выпивке, а ее муж Бусман злится по этому поводу и даже распускает руки. Проводя две трети суток в ссорах, они все же вспоминают о тех временах, когда были счастливы. Предметом для разногласий супругов является также то, что Лена решила приютить чернокожего старика из племени коса, а Бусман проявляет по отношению к нему жестокость.

Сценарий Джон Берри по пьесе Атола Фугарда

Режиссер Джон Берри

Оператор Ален Шокар

Художник Макс Берто

Монтаж Жанна Мутар

Композитор Уолли Бадару

Продюсеры Франсуа Ивернель, Пьер Рисьент

Производство Pathй Image Production, Primedia Productions

Актеры Дэнни Главер, Анджела Бэссет, Уилли Джона, Грэм Уир, Антон Столц

Продолжительность 90 минут, Формат 35 мм, Цветной и черно-белый, Звук Dolby , 2000,

 Джон Берри

Настоящие имя и фамилия - Джек Солд. Родился 6 сентября 1917 года в Нью-Йорке. С детства выступал в мюзик-холле и театре. В конце 30-х сотрудничал как актер и режиссер в труппе Орсона Уэллса “Меркёри Тиэтр”. В 1943 году пришел в кино, побывав, в частности, ассистентом режиссера Билли Уайлдера на фильме “Двойная страховка”. В 1945 сам дебютировал в качестве постановщика. В 1951 году предстал перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, снял на пленке 16 мм документальную ленту “Голливудская десятка” о тех кинематографистах, которые попали в “черные списки”. Уехал во Францию, где работал до 70-х годов. Затем вернулся в США, однако с середины 80-х опять предпочел жить во Франции. Умер 29 ноября 1999 года в Париже, едва успев отснять фильм “Бусман и Лена”.

1945 - Вторник в ноябре (Tuesday in November)

1946 - У мисс Сьюзи Слэгл (Miss Susie Slagle’s)

1946 - С этого дня и далее (From This Day Forward)

1946 - Скрестим наши сердца (Cross My Heart)

1948 - Казба (Casbah)

1949 - В напряжении (Tension)

1950 - Атолл К / Утопия (Atoll K / Utopia) участвовал в постановке, в титрах не указан

1951 - Он бежал всю дорогу (He Ran All the Way)

1953 - Это случилось в Париже (C’est arrive a Paris / It Happened in Paris) указан в титрах как Анри Лавораль

1954 - Кипит опасная работа (Ca va barder / There Goes Barder) указан в титрах как Жак Ламар

1955 - Я сентиментален (Je suis un sentimental / I Am a Sentimental Man)

1956 - Дон Жуан / Панталоны (Don Juan / Pantaloons)

1957 - Таманго (Tamango)

1958 - О, что за мамбо! (Oh! Que mambo / What a Mambo!)

1966 - Майя (Maya)

1967 - Все лопается (A tout casser / Breaking It Up)

1974 - Клодин (Claudine)

1976 - Воры (Thieves)

1978 - Команда “Бэд Ньюз Бирз” отправляется в Японию (The Bad News Bears Go to Japan)

1978 - Воробей (Sparrow) ТВ фильм

1980 - Ангел над моим плечом (Angel on My Shoulder) ТВ фильм

1982 - Сестра, сестра (Sister, Sister) ТВ фильм

1982 - Голубчик (Honeyboy) ТВ фильм

1985 - Поездка в Пемполь (Le voyage a Paimpol / Voyage to Paimpol)

1987 - Не получается (Il y a maldonne / Maldonne)

1990 - Пленник земли (A Captive in the Land)

2000 - Бусман и Лена (Boesman and Lena)

ДНЕВНИКИ ВАЦЛАВА НИЖИНСКОГО (THE DIARIES OF VASLAV NIJINSKY)

Режиссёр Пол Кокс.

Австралия. 2001.

Поэтические, почти абстрактные виды природы и хореографические номера на открытом воздухе сочетаются с чтением дневниковых записей великого русского танцовщика Вацлава Нижинского, сделанных в 1919 году, когда он уже не состоял в труппе Сергея Дягилева и начал свою борьбу с душевной болезнью.

Пол Кокс готовился к этому фильму в течение дюжины лет и делал его с большой любовью, хотя почему-то имя Нижинского в названии ленты записано неправильно.

Сценарий Пол Кокс на основе дневников Вацлава Нижинского

Режиссёр Пол Кокс

Операторы Пол Кокс и Ханс Зонневельд

Монтаж Пол Кокс

Композитор Пол Грабовски

Продюсеры Пол Кокс, Кевин Лукас, Ааня Уайтхед

Производство Illumination Films, Music Art Dance Films

Актёры Дерек Джекоби (читает текст), Дилия Силван, Крис Хейвуд, Викки Эттард, Дэвид МакЭллистер

Продолжительность 95 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук, 2001

Пол Кокс

Родился 16 апреля 1940 года в Венло (Нидерланды). Сын кинопродюсера. Изучал фотографию. В 1963 году отправился в Австралию по обмену студентов, чтобы учиться в Мельбурнском университете. Через год вернулся на родину, но в 1965 году окончательно уехал в Австралию. Открыл фотостудию в Мельбурне и стал одним из признанных и часто выставляемых фотохудожников. В это же время начал снимать короткометражки и документальные ленты, посвящённые излюбленной теме одиночества и отчуждения. В середине 70-х годов обратился к полнометражному игровому кино, получив за свои фильмы ряд национальных и международных премий (в частности, на МКФ в Чикаго и Монреале).

1976 - Озарения (Illuminations)

1977 - Во время поиска выхода (Inside Looking Out)

1979 - Костас (Kostas)

1981 - Одинокие сердца (Lonely Hearts)

1983 - Мужчина, увлекающийся цветами (Man of Flowers)

1984 - Моя первая жена (My First Wife)

1985 - Обращайтесь осторожнее (Handle with Care), ТВ фильм

1986 - Кактус (Cactus)

1987 - Винсент (Vincent)

1988 - Дар (The Gift), ТВ фильм

1989 - Остров (Island)

1990 - Золотая тесьма (The Golden Braid)

1991 - История женщины (Woman’s Tale)

1992 - Монахиня и бандит (The Nun and the Bandit)

1993 - Прикоснись ко мне (Touch Me), новелла для международного проекта “Эротические истории” (Erotic Tales)

1994 - Изгнание (Exile)

1996 - Вожделение и месть (Lust and Revenge)

1997 - Скрытое измерение (Hidden Dimension), в США, среднеметражный фильм в системе 3D IMAX

1999 - Молокай: история отца Дэмиена (Molokai: The Story of Father Damien), Нидерланды-Бельгия

2000 - Невинность (Innocence)

2001 - Дневники Вацлава Нижинского (The Diaries of Vaslav Nijinsky), выпущен в прокат под названием “Нижинский” (Nijinsky)

КЕДМА (KEDMA)

Режиссер Амос Гитай

Израиль-Франция-Италия. 2002.

Беженцы-евреи из Европы, выжившие после Холокоста, прибывают в мае 1948 года на корабле “Кедма” (на иврите означает “Навстречу Востоку”) на территорию будущего Израиля, где так же гонимыми оказываются и палестинцы, давно живущие там.

Фильм участвовал в конкурсе 55-го Каннского кинофестиваля.

Сценарий Амос Гитай, Мари-Жозе Сансельм при участии Марка Вайцманна, Мордехая Гольдхехта, Хайма Хазаза, Тауфика Зайяда

Режиссер Амос Гитай

Оператор Йоргос Арванитис

Художник Эйтан Леви

Монтаж Коби Нетанель

Композиторы Дэвид Дарлинг, Манфред Айхер

Звукооператор Мишель Харат

Продюсер Амос Гитай

Сопродюсеры Мишель Проппер, Валерио де Паолис, Майкл Тапуак

Производство Agav Films, Arte France Cinema, MP Productions, Agav Hafakot, BIM Distribuzione

Актеры Андрей Кашкар, Елена Яралова, Юсеф Абу Уарда, Мони Мошонов, Джулиано Мерр, Менахем Ланг, Сэнди Бар, Томер Рузо

Продолжительность 100 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук Dolby SR, 2002

Амос Гитай

Родился 11 октября 1950 года в Хайфе (Израиль). Участвовал в войне 1973 года. С 1974 года снимал короткометражки, документальные фильмы (всего - свыше тридцати). В 1986 дебютировал в полнометражном игровом кино. Сотрудничает преимущественно с французскими кинофирмами. Три ленты (“Кадош”, “Киппур” и “Кедма”) были представлены в конкурсе Каннского кинофестиваля, а “Рай” - в Венеции. Лауреат МКФ в Стамбуле (1990) и Сингапуре (2000).

1986 - Эстер (Esther)

1989 - Берлин-Иерусалим (Берлин-Ерушалаим / Berlin-Jerusalem)

1992 - Голем, дух изгнания (Golem, l’esprit de l’exil / Golem, the Ghost of Exile)

1993 - Голем, сад в камне (Golem, le jardin petrifie / Golem, the Garden in Stone)

1996 - Дело Деварим (Зихрон Деварим / Things)

1996 - Слова (Милим / Words)

1998 - День за днем (Йом йом / Day After Day)

1999 - Освященное (Кадош / Sacred)

2000 - Киппур (Kippur)

2001 - Рай (Eden)

2002 - Кедма (Kedma)

МИЛАЯ РИТА (LOVELY RITA)

Режиссёр Джессика Хаузнер

Австрия-ФРГ. 2001.

Девушка-подросток Рита считается неуправляемой - она отдалена от одноклассников, грубит учителям, а родители запирают её в наказание за подобное поведение. Пробуждающиеся сексуальные влечения заставляют Риту испытать интимную близость с ещё более юным школьником и с немолодым водителем автобуса. Но эти встречи ещё сильнее отчуждают её от других, пока Рита не решается однажды выйти за навязываемые рамки.

Фильм снят цифровой видеокамерой с участием непрофессиональных актёров.

Сценарий Джессика Хаузнер

Режиссёр Джессика Хаузнер

Оператор Мартин Гшлахт

Художник Катарина Вёпперманн

Монтаж Карин Мартуш

Звукооператоры Мартин Шалов, Томас Шмидт-Гентнер

Продюсеры Антонин Свобода, Филипп Бобер, Хайнц Штуссак

Производство coop99 filmproduction, Prisma Film, Essential Filmproduktion при поддержке Osterreichisches Filminstitut, Filmboard Berlin-Brandenburg, Wiener Film Fonds, ORF, ZDF/ARTE

Актёры Барбара Озика, Кристоф Бауэр, Петер Фиала, Вольфганг Кошталь, Карина Брандльмайер, Габриэлле Вурм Бауэр, Харальд Урбан

Продолжительность 80 минут, Формат 35 мм , Цветной, Звук Dolby, 2001

Джессика Хаузнер

Родилась в 1972 году в Вене. Училась в Венской киноакадемии. Сняла в 1995 году короткометражку “Флора” (премии на МКФ в Локарно, Вене и Анжере), в 1999 - среднеметражную ленту “Интер-вью” (спецприз Кинофонда в Канне за студенческую работу). Была помощницей режиссёра Михаэля Ханеке на фильме “Странные игры”. “Милая Рита” - её дебют в полнометражном кино, участвовавший в каннской программе “Особый взгляд”.

НЕВЕРНАЯ (UNFAITHFUL)

Режиссёр Эдриан Лайн

США. 2002.

У неё было многое, о чём другие могли только мечтать. Ничто не предвещало беды, пока однажды она не встретила красивого молодого мужчину и дала вовлечь себя в бурный роман. Узнав про измену жены, муж убивает любовника. Римейк фильма Клода Шаброля “Неверная жена”.

Сценарий Элвин Сарджент, Уильям Бройлз-младший

Режиссёр Эдриан Лайн

Оператор Питер Бизиу

Художник Брайан Моррис

Монтаж Энн В. Коутс

Композитор Ян А.П. Качмарек

Продюсеры Г. Мак Браун, Эдриан Лайн

Актёры Ричард Гир, Дайэн Лейн, Оливье Мартинес, Эрик Пер Салливан, Доминик Кьянезе, Маргарет Колин

Продолжительность 124 минуты, Формат 35 мм, Цветной, Звук Dolby, 2002

ОБЕТ (ТО ТАМА)

Режиссёр Андреас Панцис

Греция-Кипр-Болгария. 2001.

У священника Эвагораса, живущего на Кипре, пятеро дочерей, но он тайно желает сына. Эвагорас даёт обет святому Андрею, что в случае рождения наследника проделает на осле долгий путь к монастырю на другой стороне острова. Когда же сын появляется на свет, его отцу приходится выполнять свою клятву, выдерживая в путешествии самые разные искушения и избавляясь от грехов.

Сценарий Андреас Панцис при участии Александра Адабашьяна

Режиссёр Андреас Панцис

Оператор Николай Лазаров

Художник Стефанос Афиенитис

Монтаж Фанни Зиозия

Композитор Вассос Аргиридис

Звукооператор Светлозар Георгиев

Продюсеры Гиоргос Панцис, Димитрис Панцис

Производство Greek Film Centre, P.A. Stephania Film Productions Ltd., Cyprus Film Advisory Board, Kourion Films, ERT Greek Television, Cinemax, Sygma TV, Lumiere Productions Ltd., Bulgarian National Film Centre при поддержке Eurimage

Актёры Жорж Коррафас, Валерия Голино, Элиас Алетрас, Яннис Воглис, Попи Авраам, Нана Георгиу, Стефания Панци

Продолжительность 153 минут, Формат 1:1,66, Цветной, Звук , 2001

Андреас Панцис

Родился на Кипре. В 1976 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Его среднеметражная лента “Утренние выстрелы - не последние” получила спецприз жюри на фестивале студенческих работ ВГИКа в 1976 году. В 80-е годы снимал документальные фильмы, а также дебютировал в игровом кино (картина “Изнасилование Афродиты” получила специальный приз на МКФ в Мангейме в 1985 году, а также премию на фестивале в Валенсии). По приглашению культурного отдела Министерства иностранных дел ФРГ в 1989-92 проходил курс обучения в Западном Берлине. В 1996 году поставил ленту “Зарезать петуха” (4 премии на национальном кинофестивале в Салониках, а также приз ФИПРЕССИ, награды на МКФ в Варне и Барселоне). “Обет” - его третий игровой фильм (особое упоминание жюри ФИПРЕССИ на фестивале в Салониках в 2001 году)

1985 - Изнасилование Афродиты (О виасмос тис Афридитис)

1996 - Зарезать петуха (И сфаги ту кокора)

2001 - Обет (То тама)

ПИАНИСТ (THE PIANIST)

Режиссёр Роман Полянский

Франция-Польша-ФРГ-Великобритания. 2002.

Замечательный польский пианист Владислав Шпильман, еврей по происхождению, оказывается во время войны в варшавском гетто. Ему удается выбраться оттуда и скрываться среди городских руин. Неожиданно Шпильман получает поддержку от немецкого офицера, капитана Вильма Хозенфельда, который помогает ему выжить.

Фильм удостоен “Золотой пальмовой ветви” на 55-м Каннском кинофестивале.

Сценарий Роналд Харвуд, Роман Полянский по автобиографической книге Владислава Шпильмана

Режиссер Роман Полянский

Оператор Павел Эдельман

Художник Аллан Старский

Монтаж Эрве де Люз

Композитор Войчех Киляр

Звукооператор Жан-Мари Блондель

Продюсеры Робер Бенмусса, Тимоти Бёррил, Джин Гутовски, Роман Полянский, Лев Рывин

Производство R.P. Productions, Heritage Films, Studio Babelsberg, Runteam Ltd.

Актёры Эдриен Броди, Томас Кречманн, Фрэнк Финлей, Морин Липмен, Эмилия Фокс, Эд Стоппард, Джулия Рейнер, Джессика Кейт Мейер

Продолжительность 148 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук, 2002

Роман Полянский

Родился 18 августа 1933 года в Париже в семье польских евреев Либлинг. По-польски принятая им фамилия произносится Поляньский. В 1936 году родители вернулись в Польшу. Мать погибла во время войны в концлагере. Роман чудом остался жив, выбравшись из краковского гетто и скрываясь в деревне в католических семьях. После войны учился на режиссерском факультете Лодзинской киношколе (в 1957 окончил обучение, в 1959 получил диплом). С 1953 года - актер театра и кино, в том числе в фильме “Поколение” Анджея Вайды. Был ассистентом у режиссера Анджея Мунка. Снял девять короткометражек, включая “Толстый и тонкий” (по рассказу Антона Чехова) и “Млекопитающие”, отмеченные на МКФ в Оберхаузене. В 1961 дебютировал в полнометражном кино. Работает в разных странах. Натурализовался во Франции в 1976 году. Лауреат премий за ленты на фестивалях в Венеции, Западном Берлине, “Давид” Донателло”, “Золотой Глобус”, Британской киноакадемии, “Сезар”, а также “Золотой Лев Святого Марка” в Венеции в 1993 году, Европейского киноприза (1999) и специальной премии “Орёл” (2001) в Польше за творчество в целом. Член Академии изящных искусств во Франции с 1999 года. Почетный доктор с 2000 года Высшей государственной школы театра, кино и телевидения в Лодзи.

1961 - Нож в воде (Noz w wodze) ПНР

1963 - новелла “Бриллиантовое ожерелье” / “Амстердам” (La riviere de diamants / Amsterdam) в фильме “Самые прекрасные мошенничества в мире” (Les plus belles escroqueries du monde) Франция

1965 - Отвращение (Repulsion) Великобритания

1966 - Тупик (Cul-de-sac) Великобритания

1967 - Неустрашимые убийцы вампиров / Бал вампиров (The Fearless Vampire Killers / Dance of the Vampires) Великобритания-США

1968 - Ребенок Розмари (Rosemary’s Baby) США

1971 - Макбет (Macbeth) Великобритания

1972 - Что? / Дневник запретных снов (Che / Diary of Forbidden Dreams) Италия-Франция-ФРГ

1974 - Китайский квартал (Chinatown) США

1976 - Жилец (Le locateur) Франция при участии США

1979 - Тэсс (Tess) Франция-Великобритания

1986 - Пираты (Pirates) Франция-Тунис

1987 - Неистовый (Frantic) Франция-США

1992 - Горькая луна (Bitter Moon) Великобритания-Франция

1994 - Смерть и Дева (Death and the Maiden) Великобритания-США-Франция

1999 - Девятые врата (The Ninth Gate) Франция-Испания

2002 - Пианист (The Pianist) Франция-Польша-ФРГ-Великобритания

ПОЛУНОЧНИЦА (THE SLLEPY TIME GAL)

Режиссёр Кристофер Мюнх

США. 2000.

Лирическая история женщины, когда-то работавшей диск-жокеем на радио, чья программа приносила радость огромному количеству людей. Но сама героиня не устроена в жизни, несмотря на многочисленные романы. Фильм рассказывает о ней и её детях - сыне, который больше всего хочет избавиться от обаятельной, но утомительной мамаши-урагана, и незаконной дочери, отданной приёмным родителям и ищущей возможности встретиться с биологической матерью.

Сценарий Кристофер Мюнх

Режиссёр Кристофер Мюнх

Оператор Роб Суини

Продюсеры Рут Чарни, Кристофер Мюнх

Актёры Жаклин Биссет, Марта Плимптон, Ник Стал, Эми Мэдиган, Фрэнки Фейсон, Сеймур Кэссел

Продолжительность 107 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук, 2000

Кристофер Мюнх

Родился в 1962 году. Дебютировал в кино в 1991 году.

1991 - Часы и времена (The Hours and Times)

1996 - Цвет оживлённо несущегося дня (Color of a Brisk and Leaping Day)

2000 - Полуночница (The Sleepy Time Gal)

ПОСЛЕДНИЙ МЯЧ (LAST BALL)

Режиссер Питер Кэллахан

США. 2001.

По окончании школы в небольшом городке Джиму ничего не остается, как пойти в таксисты. Эта работа предоставляет ему много свободного времени, которое Джим проводит в местном баре за выпивкой, думая о том, что было бы неплохо вновь завязать роман с замужней женщиной, придавшей хоть какой-то смысл его жизни.

Сценарий Питер Кэллахан

Режиссер Питер Кэллахан

Оператор Дэвид Тамблти

Художник Джеф Нелсон

Монтаж Джон Гилрой

Композитор Марк Козелек

Звукооператор Дэн Сейбл

Продюсеры Айвон Визалли, Константин фон Крузенстирн

Производство Sugar Pond Films

Актеры Чарли Хофхаймер, Лорел Холломен, Лео Фицпэтрик, Эйвери Глимф, Амелия Кэмбелл, Томас Лайонс, Карен Шэлло, Джеймс Ребхорн

Продолжительность 96 минут, Формат 1:1,85, Цветной, Звук Dolby SR, 2001

ПИТЕР КЭЛЛАХАН

Родился и вырос в Хастингс-он-Хадсон (штат Нью-Йорк). По окончании школы работал несколько лет таксистом, затем изучал журналистику в Колумбийском университете. “Последний бал” - его режиссерский дебют.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ (BEING LIGHT)

Режиссёры Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр

Франция. 2001.

Максим, приехавший в Париж, ведёт себя как совершенно простодушный человек, даже не осознающий общественных норм и правил. Он хочет отправиться в Индию, чтобы найти девушку по имени Жюстин. Для этого он соглашается быть переводчиком у малосимпатичного американского бизнесмена Джека Лестерхуфа.

Третья часть своеобразной “трилогии свободы”, начатой фильмами “Любовники” (1999) и “Слишком много плоти” (2000) и реализованной в манере манифеста “Догма 95”, является по жанру комедией. Во всех трёх лентах играла Элоди Бушез.

В названии Being Light (возможен перевод “Будучи просветлённым”) есть намёк на комедию о другом современном простодушном - “Будучи там” (Being There) Хэла Эшби с Питером Селлерсом в главной роли.

Сценарий Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр

Режиссёры Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр

Оператор Паскаль Арнольд

Художник Франсуаз Рабю

Монтаж Брайан Шмитт

Композиторы Ирина Дечермич, Мишко Плави

Звукооператор Паскаль Арман

Продюсеры Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр, Карина Гранжан

Производство Bar Nothing, TF 1 International, Toloda

Актёры Ромен Дюри, Жан-Марк Барр, Элоди Бушез, Изабель Канделье, Филипп Дюкен, Паскаль Обер, Ану Маджумар, А.К. Раман, К. Велаютхам

Продолжительность 95 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук Dolby Digital , 2001

Паскаль Арнольд

Сотрудничал с Жан-Марком Барром на фильмах “Любовники”, “Слишком много плоти” и “Просветление” как соавтор сценариев, а также был оператором (кроме первой части) и сопродюсером.

2000 - Слишком много плоти (Too Much Flesh), совместно с Жан-Марком Барром

2001 - Просветление (Being Light) , совместно с Жан-Марком Барром

Жан-Марк Барр

Родился 27 сентября 1960 года в Битбурге (ФРГ) в семье американца и француженки. С детства является двуязычным, что с успехом использовал с 1984 года в актёрской карьере, снимаясь и во Франции, и в других странах. В 1995 году британский журнал Empire упомянул Барра на 82-м месте в списке “Ста самых сексуальных звёзд в истории кино”. Наибольшую известность приобрёл в фильмах датского режиссёра Ларса фон Трира, став для него своеобразным талисманом (“Европа”, “Рассекая волны”, “Танцующая в темноте”, “Собачий город”). Посмотрев ещё рабочий вариант ленты фон Трира “Идиоты”, увлёкся манифестом “Догма 95” и с благословения мэтра дебютировал в 1999 году в качестве режиссёра и оператора. Его картине “Любовники” первой среди иностранных работ был присвоен сертификат “Догмы” под №5. Вместе с Паскалем Арнольдом поставил ещё два фильма.

1999 - Любовники - Догма 5 (Lovers - Dogme 5)

2000 - Слишком много плоти (Too Much Flesh), совместно с Паскалем Арнольдом

2001 - Просветление (Being Light), совместно с Паскалем Арнольдом

РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА (FEMME FATALE)

Режиссер Брайан Де Пальма

Франция-ФРГ-США. 2002.

Лор Эш - соблазнительная красотка из тех, кого называют femme fatale, то есть роковыми женщинами. Она вернулась во Францию под другим именем спустя семь лет после дерзкого ограбления ювелирного магазина. Папараццо Николя смог заснять ее и подвергнуть жизнь красавицы риску. Но не окажется ли она роковой прежде всего для него самого?

Сценарий Брайан Де Пальма

Режиссер Брайан Де Пальма

Оператор Тьерри Арбогаст

Художник Энн Притчард

Монтаж Билл Пэнкоу

Композитор Рюити Сакамото

Продюсеры Тарак Бен Аммар, Марина Гефтер

Производство Quinta Communications Production, Quinta Movies, Epsilon TV Production

Актеры Антонио Бандерас, Ребекка Ромейн-Стамос, Питер Койот, Эрик Эбуане, Эдуар Монту, Рие Расмуссен, Тьерри Фремон

Продолжительность 112 минут, Формат 35 мм , Цветной, Звук Dolby SR, 2002

Брайан Де Пальма

Родился 11 сентября 1940 года в Ньюарке (штат Нью-Джерси). Вырос в Филадельфии, где его отец был хирургом-ортопедом. Учился в колледже Сэры Лоренс, где его наставником был театральный режиссер Уилфорд Лич. Поступил в Колумбийский университет на физический факультет. Интересовался театром, затем фотографией и кино. С 1960 года снял восемь короткометражек, в которых был также сценаристом, монтажером и звукооператором. Его первая полнометражная игровая картина “Свадебная вечеринка” (1964) вышла на экран лишь пять лет спустя, когда Де Пальма поставил еще два фильма. В начале своего творческого пути делал преимущественно комедии, но получил известность, переключившись с 1973 года (“Сестры”) на триллеры в духе Альфреда Хичкока, наследником которого его и объявили. Позднее пробовал себя в других жанрах. Практически все работы режиссера отличаются использованием особых кинематографических приемов, что также роднит Де Пальму с Хичкоком. Лауреат кинофестивалей в Западном Берлине и Авориазе.

1964 (выпуск - 1969) - Свадебная вечеринка (The Wedding Party)

1967 - Убийство на модный манер (Murder a la Mod)

1968 - Приветствия (Greetings)

1969 - Дионис в 69-м (Dionysus in 69) фильм-спектакль совместно с Робертом Фьоре и Брюсом Джоэлом Рубином

1970 - Привет, мама! (Hi, Mom!)

1972 - Надо знать, где твой кролик (Get to Know Your Rabbit)

1973 - Сестры (Sisters)

1974 - Призрак рая (Phantom of the Paradise)

1976 - Наваждение (Obsession)

1976 - Кэрри (Carrie)

1978 - Ярость (The Fury)

1979 - Домашнее кино (Home Movies)

1980 - Одевшись для убийства (Dressed to Kill)

1981 - Прокол (Blow Out)

1983 - Лицо со шрамом (Scarface)

1984 - Подставное тело (Body Double)

1986 - Умники (Wise Guys)

1987 - Неприкасаемые (The Untouchables)

1989 - Военные потери (Casualties of War)

1990 - Костёр амбиций (The Bonfire of the Vanities)

1992 - Воспитание Каина (Raising Cain)

1993 - Путь Карлито (Carlito’s Way)

1996 - Миссия невыполнима (Mission: Impossible)

1998 - Глаза змеи (Snake Eyes)

2000 - Миссия на Марс (Mission to Mars)

2002 - Роковая женщина (Femme fatale)

СЕКС - ЭТО КОМЕДИЯ (SEX IS COMEDY)

Режиссёр Катрин Брейя

Франция. 2002.

Фильм рассказывает о взаимоотношениях женщины-режиссёра и двух исполнителей, от которых она пытается добиться полной самоотдачи в очень трудной интимной сцене. Как сказала сама Катрин Брейя, “прежде всего я хотела сделать фильм о кино, о том таинственном процессе, который люди (ошибочно) называют постановкой фильма или кинорежиссурой. Фильм не ставят: фильм делают…”

Сценарий Катрин Брейя

Режиссёр Катрин Брейя

Оператор Лоран Мачуэль

Художник Фредерик Бельво

Монтаж Паскаль Шаванс

Продюсер Жан-Франсуа Лепти

Актёры Анн Парийо, Грегуар Колен, Роксан Мекида, Эшли Уоннингер, Доминик Колладан

Продолжительность 92 минуты, Формат 35 мм, Цветной, Звук, 2002

Катрин Брейя

Родилась 13 июля 1948 года в Брессюар, Дё-Севр (департамент Пуату-Шарент). В 20 лет издала свой первый роман “Доступный мужчина”, затем - “Молчание после...” (1970) и “Морская одежда” (1971). В 1972 году последовала примеру своей старшей сестры, актрисы Мари-Элен Брейя, и снялась в фильме “Последнее танго в Париже” Бернардо Бертолуччи. В 1975 дебютировала как сценаристка (“Катрин и Ко”), в 1976 - в качестве режиссёра (“Действительно юная девушка”), перенеся на экран свой роман 1974 года “Отдушина”. Сотрудничала в работе над сценариями лент “Билитис” Дэвида Хэмилтона, “Шкура” Лилианы Кавани, “И корабль плывёт” Федерико Феллини, “Полиция” Мориса Пиала и ещё десяти картин других режиссёров. Является автором сценариев собственных фильмов, в том числе “36-й размер для девочек”, экранизации своего очередного романа.

1976 - Действительно юная девушка (Une vraie jeune fille)

1979 - Ночной шум (Tapage nocturne)

1988 - 36-й размер для девочек (36 fillette)

1990 - Грязный, как ангел (Sale comme un ange)

1995 - новелла “О жителях Ниццы, у которых плохие мысли” (Aux Nicois qui mal y pensent) в документальном фильме “По поводу Ниццы, продолжение” (A propos de Nice, la suite)

1996 - Идеальная любовь! (Parfait amour!)

1998 - Романс (Romance)

2000 - Моей сестре! (A ma soeur!)

2001 - Короткая переправа (Breve traversee), ТВ фильм

2002 - Секс - это комедия (Sex Is Comedy)

СЫНОВЬЯ МАРИ (LES FILS DE MARIE)

Режиссер Кароль Лор

Канада-Франция. 2002.

Мари потеряла своего 15-летнего сына в автокатастрофе. Она решает дать объявление в газете: “Мать, потерявшая сына, ищет сына, который потерял мать”. Это является для Мари последней надеждой заново начать жизнь.

Фильм был представлен в программе “Недели критики” на 55-м Каннском кинофестивале.

Сценарий Паскаль Арнольд, Кароль Лор

Режиссёр Кароль Лор

Оператор Паскаль Арнольд

Художник Фредерик Паж

Монтаж Уго Каруана

Композитор Джеф Фишер

Звукооператор Пьер Блен

Продюсеры Паскаль Арнольд, Карина Гранжан

Сопродюсеры Кароль Лор, Клод Картье

Производство Toloda, Laure-Furey Productions

Актеры Кароль Лор, Феликс Лажёнесс, Жан-Марк Барр, Дэнни Гилмор, Даниэль Дежарден

Продолжительность 97 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук, 2002

Кароль Лор

Родилась 5 августа 1948 года в Монреале. Ее мать имеет индейское происхождение. Была учительницей. Познакомившись с кинематографистами, дебютировала в 1971 году как актриса. Снялась более чем в сорока фильмах в разных странах, в том числе в лентах “Сладкий фильм” Душана Макавеева, “Угроза” Алена Корно, “Приготовьте платочки” Бертрана Блие, “Фантастика” Жиля Карла. В последней из названных картин также пела. Кроме того, выпустила несколько звуковых альбомов в качестве певицы. “Сыновья Мари” - ее дебют в режиссуре, осуществленный благодаря Паскалю Арнольду и Жан-Марку Барру (см. “Просветление”), с которыми она дружит уже девять лет.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО (MIES VAILLA MENNEISYYTTA)

Режиссёр Аки Каурисмяки

Финляндия. 2001.

“Человек без имени приезжает в город, где сразу же его забивают почти до смерти. Так начинается эта эпическая драма - фильм или то, что мы можем назвать грёзой одиноких сердец, у кого пустые карманы, а над ними - большое небо, где наш Господь или же так называемые птицы” (Аки Каурисмяки).

Фильм получил Большой приз жюри, премию за лучшую женскую роль и приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале в 2002 году.

Сценарий Аки Каурисмяки

Режиссёр Аки Каурисмяки

Оператор Тимо Салминен

Художники Маррку Патила, Юкка Салми

Монтаж Тимо Линнасало

Звукооператоры Йоуко Лумме, Теро Мальмберг

Продюсер Аки Каурисмяки

Производство Sputnik Oy

Актёры Маркку Пелтола, Кати Оутинен, Анникки Тяхти, Юхани Ниемеля, Кайя Пакаринен, Сакари Куосманен

Продолжительность 97 минут Формат 1:1,85, Цветной, Звук Dolby SRD, 2001

Аки Каурисмяки

Родился 4 апреля 1957 года в Ориматтиле. Работал почтальоном, мойщиком посуды, был кинокритиком, прежде чем организовал со своим старшим братом Микой Каурисмяки кинофирму “Виллеальфа” (названа в честь “Альфавиля” Жан-Люка Годара). В 1981 году снял с братом документально-музыкальный фильм “Жестикуляция на озере Саймаа”. Участвовал в написании сценариев к четырём лентам Мики Каурисмяки, включая картину “Клан - История семейства Саммакко” (была в конкурсе МКФ в Москве в 1985 году). С 1983 ставит фильмы самостоятельно, в том числе “Тени в раю” (показана в официальной программе “Панорама” на МКФ в Москве в 1987 году) и “Ариэль” (участвовал в конкурсе МКФ в Москве в 1989 году и премией “Бронзовый Георгий” был отмечен актёр Туро Пайала). В 1991 основал собственную кинофирму “Спутник”.

1981 - Жестикуляция на озере Саймаа (Saimaa-ilmio) документально-музыкальный фильм совместно с Микой Каурисмяки

1983 - Преступление и наказание (Rikos ja rangaistus)

1985 - Союз Каламари (Calamari Union)

1986 - Тени в раю (Varjoja paratiisissa)

1987 - Гамлет занимается бизнесом (Hamlet liikemaailmassa)

1988 - Ариэль (Ariel)

1988 - “Ленинградские ковбои” едут в Америку (Leningrad Cowboys Go America)

1989 - Грязные руки (Likaiset kadet) ТВ фильм

1989 - Девушка со спичечной фабрики (Tulitikkutehtaan tytto)

1990 - Я нанял убийцу по контракту (I Hired a Contract Killer)

1992 - Жизнь богемы (La vie de boheme)

1993 - “Ленинградские ковб