Золотая молодежь

За несколько последних лет в кино появился новый вид блокбастера – тот, где главные герои еще не получили паспорта, но уже много чего умеют – колдовать, пить кровь или, например, отменно голосить. Детская и молодежная аудитория стала тем контингентом, ставки на который резко выросли в последнее время. Хороший сюжет, смазливые физиономии и мотивы субкультурных движений могут принести совсем не детские прибыли.

Одним из первых детско- юношеских блокбастеров, перевернувшим представления о потенциале этой аудитории стала экранизация книги Джоан Роулинг о волшебнике-сироте «Гарри Поттер и философский камень». От этого проекта, учитывая феноменальный успех романов о Гарри Поттере, ожидали многого, но то, что в итоге получилось, оправдало даже самые смелые ожидания. Фильм триумфально прошел в мировом прокате, установив рекорд премьерных сборов, как в Британии, так и в Америке. «Гарри Поттер и философский камень» стал на тот момент самым успешным фильмом в истории кино, пропустив вперед только «Титаник» (этим летом он пропустил еще и «Темного рыцаря»), с кассовыми сборами в размере $ 976,5 млн. Неожиданно обнаруженная потребность в волшебных сказочных историях, поставленных с эпическим размахом и доступным изложением зафиксировала огромную лакуну на рынке сбыта. Туда сразу же устремились эпигоны фильмов о Поттере, как, например, «Эрагон», собравший гораздо менее скромные деньги, или более успешные «Хроники Нарнии». А в Индии так вообще не стали сильно заморачиваться и сняли историю про маленького мальчика под названием «Харри Путар».

Увидев новые перспективы и учуяв запах баснословных денег, продюсеры голливудских студий-мэйджеров кинулись в поисках сюжетов, которые могли бы воспроизвести успех «Гарри Поттера», пусть даже и несколько в других формах.

Тинейджерский триллер «Сумерки», вышедший в прокат неделю назад, являет собой пример удачно найденного оружия в войне за подростковые сердца. Картина, которую уже называют «Гарри Поттером для девочек», собрав $ 70,5 млн в первый же прокатный уикэнд, сумел выбить с пьедестала не кого-нибудь, а «Квант милосердия», свежий фильм о Джеймсе Бонде. Фильм, в котором 17-летняя девушка попадает в провинциальную школу и влюбляется в испитого юношу с волооким взглядом, оказавшимся вампиром, основан на романе Стефании Мейер. Роман по-своему заслуживает внимания – он разошелся по миру в количестве 17 миллионов экземпляров, переведен на 37 языков, в течение 91 недели возглавлял список бестселлеров, еженедельно публикуемый газетой The New York Times.

Одним из залогов успеха «Сумерек» стало эффектное заигрывание с эмо-темой и акцент на женскую, а точнее девичью аудиторию. «Сумерки», этот сгусток неоготического романтизма, исполненный платонических умилений на фоне природных пейзажей, сформировал удивительные пропорции зрительского корпуса – по некоторым исследованиям до 75 процентов зрителей «Сумерек» были именно женщины. Кстати, «Сумерки» стали еще и самым успешным фильмом, снятым женщиной. Разумеется, вторая часть франшизы дело недалекого будущего.

Еще один блистательный пример игры на подростковом поле продемонстрировала студия Disney. В главной конторе Голливуда, специализирующейся на пубертатной публике, придумали телефильм про школьного плэйбоя и умницу-красавицу, которые записались в музкружок и в перерывах между песнями, распеваемыми во всех подходящих и не подходящих местах, пытающимися как-то разрешить туманную перспективу будущих отношений. Фильм, в который на главную роль пригласили мегапопулярного среди американских девочек Зака Эфрона оказался безумно популярен, что породило производство видеоигры на его основе, а потом и сиквела. В итоге все это добралось до большого экрана. «Классный мюзикл. Выпускной» в первый же день проката в США побил все рекорды всех мюзиклов, которые когда-либо выходили в Штатах, включая «Чикаго», «Мулен Руж», «Mamma Mia!» и даже «Бриолин»: $62 млн за первые две недели с бюджетом в $11 млн. Количество просмотров на YouTube каждой песни мюзикла – около 38 млн.

Весь этот отдающий фальшивыми стразами и отфотошопленной кожей главных героев карнавал лишний раз подтвердил главный фарватер успешных молодежных франчайзов: лощеные физиономии, полнейший отрыв от реальности, тотальный романтизм – за весь фильм максимум, на что могут рассчитывать молодые пошляки – невинный поцелуй. Удивительно, но, похоже, что самые большие деньги Голливуд сейчас делает именно на мишурной пропаганде вечных добродетелей.

Егор Петров