Елизавета Единственная

Честно говоря, я начал смотреть шестисерийный телефильм «Елизавета» на канале «Культура» в большей степени ради любопытства, поскольку имевшаяся в моем распоряжении телепрограмма почти ничего не сообщала о ленте и ее создателях, а титры шли лишь в самом конце каждой из серий. Уже через несколько минут после начала сериала Би-Би-Си, снятого еще в 1971 году, в юной девушке с золотистыми распущенными волосами, принцессе Елизавете, дочери Генриха VIII, я узнал английскую актрису Гленду Джексон, которой вообще-то тогда исполнилось уже 35 лет. Немножко сомневаясь (она ли это?), я не без удовлетворения удостоверился в конце первой серии, что это была действительно Джексон, уже успевшая в середине 60-х годов прославиться в театральной труппе Питера Брука, появиться в паре фильмов на основе бруковских спектаклей («Марат/Сад» и «Лги мне»), сыграть в двух картинах «нового скандалиста» Кена Рассела («Влюбленные женщины» и «Любители музыки») и даже получить за роль в первой из них «Оскар» и премию нью-йоркских кинокритиков. Кто-то из советских борзописцев в то время примерно так отзывался о весьма талантливой актрисе: «та самая Гленда Джексон, которая прижималась к голым бедрам Алана Бейтса во «Влюбленных женщинах».

И вот спустя почти сорок лет мы наконец-то получили уникальную возможность познакомиться с поистине выдающейся работой «той самой Джексон», которая, возможно, сыграла лучшую Елизавету I, хотя нет недостатка в многочисленных сценических и экранных версиях судьбы этой королевы Англии. Актриса должна была предстать в образе великой монаршей особы на протяжении десятков лет - начиная с пугливой юности, когда принцесса, даже не помышлявшая о троне, все еще не могла избавиться от детских потрясений в пору правления жизнелюбивого, но и кровавого папаши, а вдобавок испытывала (причем с ведома сестры-королевы) притязания на свою девичью честь со стороны соблазняющего дяди. Вопрос о том, была ли девственницей так и оставшаяся незамужней Елизавета I, время от времени подвергается сомнению (в том числе в недавней ленте «Елизавета» с Кейт Блэнчетт в заглавной роли), но в старом телесериале это лукаво обходится стороной, несмотря на то, что его героиня постоянно ведет рискованные любовные игры с возможными претендентами на ее сердце или корону.

Гленда Джексон нередко играла женщин с обостренной чувственностью, трудно скрываемой тягой к сексуальным наслаждениям (вплоть до стремления безраздельно отдаться пороку!), но одновременно обладающих острым умом и цепкой хваткой, весьма язвительных и способных одним лишь словом уничтожить того, кто попался на глаза, «эмансипе» не ради моды, а на самом деле независимых во всем, решительных в поступках, мужественно сносящих любые невзгоды. Пожалуй, именно такая разная, многообразная актриса и могла точнее воплотить на экране Королеву-Деву, в следующий миг оказывающуюся несносной стервой, почти блудницей. Что за перепады от здоровой молодости к мертвенной бледности, закрашенной к старости еще более жутко выглядящими белилами; резкие смены невинности и доверчивости - на порочность и подозрительность, нежности и чувствительности - на ярость и бессердечие, покорности и святости - на бесцеремонную властность и богохульство, продуманности действий и высокой мудрости - на глупые и непростительные ошибки... Все это своеобразие сложной личности подвластно исполнительнице, которая демонстрирует и непосредственность мгновенных реакций, и подспудную работу зрелого ума.

Между прочим, нынешнее восприятие этой роли в телесериале «Елизавета» в определенном смысле является дополнительно выигрышным, если знать, что Гленда Джексон в возрасте 56 лет (знаменательный рубеж, примерно соответствующий понятию о «золотом сечении жизни») решительно и бесповоротно оставила успешную актерскую карьеру. В 1992 году она (правда, первая неудачная попытка случилась еще двумя годами раньше) была избрана от партии лейбористов в Палату общин британского парламента, потом являлась министром транспорта, а сейчас намерена стать мэром Лондона. Как же в одной женщине сочетаются эмоциональное и рациональное, желание иметь мужа, семью, детей и стремление сделать карьеру, оказаться во главе общества, способность при помощи своих особых хитростей добиться точного исполнения задуманного и в то же время излишнее потакание собственным капризам, что порой приводит к просчетам и неудачам?! Это блестяще сыграно Джексон в роли английской королевы, которая сама выглядит как искусная актриса, лицедейка или кукловод, манипулируя своими подданными и даже заставляя подыгрывать чужеземных особ. Так что, имея столь ценный опыт постижения участи и бремени существования высокопоставленной женщины, Гленда Джексон могла себе прекрасно представлять, на что она идет, когда сменила актерскую стезю на политическую.

Конечно, мы все (а не только британцы) потеряли выдающуюся актрису, но надо уважать ее сознательный выбор принять участие в борьбе тогда еще оппозиционной партии лейбористов против правительства консерваторов и, в частности, доказать стране и народу, что кроме «железной леди» Маргарет Тэтчер может быть иного плана политик женского пола. Вот и Елизавета I не была столь уж жесткой и бескомпромиссной в своем правлении, но сохранила после себя, в отличие от многих предшествующих и последующих властных персон, заслуженное представление о времени собственного царствования как об «елизаветинской эпохе». В этом смысле она осталась не только первой, но и единственной Елизаветой (о нынешней второй мало кто вспомнит спустя пару десятилетий после ее смерти). А Гленда Джексон, побывавшая даже дважды в качестве Елизаветы Единственной на экране (в 1972 году, уже получив премию «Эмми» за роль в телесериале, повторно сыграла английскую королеву в фильме «Мария, королева Шотландская»), уйдя из актерской профессии, все равно оставила о себе память как о «несравненной Гленде» (если перефразировать название ленты «Несравненная Сара», в которой Джексон предстала уже как Сара Бернар).