Катрин Денев показала характер

Катрин Денев показала характер Вердикт жюри под председательством знаменитой актрисы оказался самым неожиданным за долгие годы. В конкурсе любого фестиваля всегда есть картины-фавориты, которым в финале достаются те или иные призы. Иногда жюри дает кому-нибудь из любимцев публики приз неглавный, и это скандал. Иногда награждает фильм, прозябавший на задворках фестивального общественного мнения, и это уже сенсация. Но в основе своей призовой расклад всегда прогнозируем, если не предсказуем. Денев отличилась тем, что смешала все карты, обойдя почти всех без исключения фаворитов и наградив картины, которые решительно никто не рассматривал в качестве серьезных претендентов на основные призы. Чулпан в восхищении «Почти» - потому что обойти гениальную актерскую работу Хелен Миррен, сыгравшую английскую королеву в одноименном фильме Стивена Фрирса («КП» подробно писала о картине), жюри все-таки не смогло. Знаменитая англичанка русского происхождения, одинаково ярко блиставшая в таких разных фильмах, как «Калигула», «Повар, вор, его жена и ее любовник» или «Госфорд Парк», сорвала самую большую овацию за вечер. Вручавшая Миррен «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль Чулпан Хаматова шептала ей на ухо слова восхищения. На фоне «королевы английской драмы» и Дамы Британской империи недоступная наша звезда выглядела застенчивой золушкой, на секунду допущенной к трону. Вдобавок к престижному призу Миррен получила драгоценные часы от фестивального спонсора, которым очень обрадовалась. Великолепная «Королева», лидировавшая как в критических, так и в зрительских рейтингах, удостоилась еще одного неглавного приза - «Озеллы» за лучший сценарий, хотя заслуживала явно большего. Другой «Озеллы» удостоился блестящий оператор Эммануэль Любецкий, снявший картину «Дитя человеческое», чье действие происходит во время третьей мировой войны, с такой обстоятельностью, как будто эта война уже идет. Кстати, режиссер картины Альфонсо Куарон («Гарри Поттер и узник Аскабана») сообщил в интервью, что, снимая военные сцены длиннющими планами, он с оператором вдохновлялся «Русским ковчегом» Александра Сокурова. «Абсурда! Абсурда!» Дальше начались неожиданности. Приз за лучшую мужскую роль жюри присудило герою романтических комедий Бену Аффлеку, сыгравшему в картине «Голливудленд» актера Джорджа Ривза - первого исполнителя роли Супермена в американском телесериале 50-х годов, погибшего при невыясненных обстоятельствах. Ни сама картина, ни работа в ней Аффлека, располневшего специально на десяток кило, мягко говоря, не потрясли воображения. Уже уехавший с фестиваля бывший жених Дженнифер Лопес прислал продюсеру благодарственную SMS, которую тот и озвучил со сцены. Давно существующий на фестивале приз имени Марчелло Мастроянни, вручаемый лучшему молодому актеру, Денев отдала своей соотечественнице Изильд Ле Беско за картину «Неприкасаемая». У ее режиссера Бенуа Жако она снималась в сериале «Фрейд» («Принцесса Мари»), в котором юная награжденная изображала ее дочь. Впрочем, приз имени своего гражданского мужа Мастроянни Денев, конечно, имела полное право вручить по собственному усмотрению. Приз за режиссуру с легкой руки Денев также был присужден французу - 84-летнему классику Алену Рене за изысканную, но неживую притчу «Личные страхи в общественных мечтах». Ровнехонько 45 лет назад Рене удостаивался в Венеции «Золотого льва» за свой шедевр «Прошлым летом в Мариенбаде». Тогда его дистиллированное кино выглядело явно посвежее. Ни один французский фильм не уехал с фестиваля без награды. Даже экспериментальное 68-минутное нечто под странным названием «Эти контакты их» Жан-Мари Штрауба и Даниэль Уилле, в котором актеры занимались декламацией произведений Чезаре Павезе, получил специального «Льва». За день до церемонии закрытия очевидцы наблюдали в отеле «Эксцельсиор» следующую сцену: на статную красавицу Катрин благим матом орал директор Венецианской Мостры Марко Мюллер. «Абсурда! Абсурда!» - кричал он. На Денев эти крики, вероятно, не произвели особого впечатления. В интервью «КП» Мюллер говорил, что на роль президента жюри ему нужна была сильная «европейская личность» - для того, чтобы приструнить Голливуд, рассматривающий Венецию в качестве плацдарма для запуска «оскаровских» картин. Но подобного «парада суверенитета» он явно не ожидал. «Эйфории» не получилось Денев прокатила все основные фестивальные шлягеры, режиссеры которых продемонстрировали либо блестящее искусство, либо великолепное владение профессией. Среди проигравших - «Бобби» Эмилио Эстевеза с целым выводком голливудских звезд, «Черная книга» Пола Верховена, уже названная кандидатом на «Оскара» от Голландии, шедевр Цай Минь-Ляня «Я не хочу спать один»... Зато присудила спецприз картине из Чада «Сухой сезон» Махамата-Салеха Харуна. Возрождающий былую славу итальянского кино фильм Эммануэле Криалезе «Новый мир» о безграмотных сицилийских крестьянах, переселяющихся в Америку, получил второго по значению «Серебряного льва». Главный же приз достался китайской картине «Натюрморт» Джиа Джан-Ке, показанной в качестве фильма-сюрприза под занавес фестиваля. Не лишенная достоинств лента, тонко улавливающая состояние современного китайского общества, прощающегося с традиционным укладом в угоду модернизации, не относится к разряду «зрительских» китайских шлягеров типа «Героя» или «Дома летающих кинжалов», и слава на «Оскарах» ей явно не светит. Что касается российского кино, то ни одна из трех отечественных картин не вызвала большого интереса на Лидо. На пресс-конференцию по завершившему фестиваль фильму Павла Лунгина «Остров» явилось полтора журналиста. А единственный приз, доставшийся участвовавшей в конкурсе «Эйфории» дебютанта Ивана Вырыпаева, - это неофициальный «Золотой львенок», присужденный группой местной молодежи. Не нужно путать игрушечного львенка с горделивым «Львом будущего» - призом за лучший дебют. Его вместе с приятной суммой в 100 тысяч евро получили Петер Бросенс и Джессика Вудворт за ленту «Хадак», снятую в Монголии. www.kp.ru