Роберт Де Ниро: В КГБ работали симпатичные мужики!

Роберт Де Ниро: В КГБ работали симпатичные мужики!

Сам себе режиссер

Картина, в оригинале именующаяся «Добрый пастырь», - второй фильм, снятый Де Ниро в качестве режиссера. Для своего дебюта за камерой, картины «Бронкская история», один из величайших актеров в истории кино выбрал сюжет об итало-американском мальчике, взрослеющем в разбойном квартале и попадающем под влияние обаятельного мафиози. При всем уважении к Де Ниро нельзя было не заметить, что первая его картина была вдохновлена фильмом Мартина Скорсезе «Cлавные парни», в котором он сам снимался.

В «Ложном искушении» Де Ниро уже не ученик, а вполне себе мастер. Многослойную историю возникновения ЦРУ он рассказывает через призму человеческих отношений и делает это умело и нескучно: почти трехчасовой фильм смотрится на одном дыхании, а навороты шпионских интриг (в них немалое место отводится КГБ, показанному в фильме достойным, серьезным противником ЦРУ) вызывают легкое головокружение. Главный герой картины проходит путь от идеалистически настроенного юноши голубых кровей, члена секретной организации «Черепа и кости» (в нее, состоящую исключительно из выпускников Йельского университета, между прочим, входили и нынешний президент США, и его отец, и соперник Буша на выборах Джон Керри) до серого кардинала разведки, «человека без свойств», иссушившего на работе все чувства, потерявшего личностные черты...

«Меня всегда интересовал мир разведки»

- Между первой и второй вашей режиссерской работой промежуток в 13 лет. Почему?

- У меня не было никакого желания становиться за камеру до тех пор, пока я не прочитал сценарий Эрика Рота «Ложное искушение», входивший в десятку лучших непоставленных сценариев Голливуда. Это драматург, написавший Спилбергу «Мюнхен», а Земекису - «Форреста Гампа». О его сценарии о зарождении ЦРУ слышали все, но за него никто не рисковал браться. Несколько знаменитых режиссеров покушалось на него, но сдвинуть дело с мертвой точки так никто и не смог. А сейчас Эрик пишет сценарий продолжения.

- Снимать тоже будете вы?

- Хотелось бы снять и вторую часть, и третью, но не знаю, насколько это реалистично. Режиссура отнимает слишком много энергии. Иногда чувствую, что не справляюсь с таким объемом работ. Слишком много всего валится на режиссерскую голову.

- По картине заметно, что вы испытываете большое сочувствие к людям, добровольно лишившим себя нормальной жизни, выбрав работу в разведке.

- Да. Все мы приносим себя в жертву работе. В той или иной степени. Я тоже не исключение. Хотя конкретизировать не буду. Все было - и жертвоприношения, и компромиссы...

- Вы неоднократно бывали в Москве.

- Готовясь к съемкам, я много путешествовал вместе со своим консультантом Милтоном Берденом, 30 лет проработавшим в ЦРУ. Мы с ним и в Москву заезжали, парились в бане с бывшими его противниками из КГБ. Если не знать, кто они, в жизни и не скажешь, что разведчики. Симпатичные, нормальные мужики. Кое-кого из них я повстречал у вас еще в 1980-е годы. Тогда меня пригласили быть председателем жюри Московского фестиваля, и один знакомый цэрэушник свел меня со своим коллегой из КГБ, с которым уже был знаком: у них тогда начались программы по обмену.

Побывали мы и в Афганистане, в тех местах, из которых бен Ладен родом. В общем, это была довольно увеселительная поездка. Жалко, на Кубу нас не пустили, пришлось выдавать за Кубу Доминиканскую Республику. Но, может быть, на съемки второй части пустят, как думаете? - криво ухмыляется Де Ниро, делаясь похожим на многочисленных своих героев-гангстеров.

«Я не ссорился со Скорсезе»

- В титрах в числе продюсеров значится имя Фрэнсиса Форда Копполы.

- Он стоял за спиной Эрика Рота, когда тот писал сценарий. Было это 12 - 13 лет назад. В общем-то этим вклад Фрэнсиса в нашу картину и ограничился, но я ему благодарен в любом случае.

- Правда, что в главной роли вы собирались снимать Лео ДиКаприо?

- Да, я знаю Лео очень давно, еще со съемок картины «Жизнь этого парня», в которой мне по роли его жестокого отчима приходилось больно его избивать. Но, когда настало время снимать фильм, он был занят на съемках в «Отступниках» у Марти (Скорсезе). Перенести съемки я не мог: я вкладывал в картину собственные деньги и не мог позволить ей развалиться. Запуск фильма и так откладывался уже много раз, а мне ведь уже 63, я не могу долго ждать! Мэтт Дэймон тоже был занят в «Отступниках», но не так, как Лео. Он быстро ответил согласием, а Скорсезе сделал все, чтобы побыстрее освободить Мэтта. Передал его мне, как эстафетную палочку.

- Очки, которые носит в фильме Мэтт Дэймон, вы одолжили у Скорсезе?

- А что, они похожи? Никогда не думал об этом. Наверное, сработало подсознание. Все-таки нас очень многое связывает.

- Слухи о том, что вы разошлись навсегда, не отвечают действительности?

- Нет! Сейчас Марти вместе с тем же Эриком Ротом работают над сценарием, в котором есть роль для меня. Я жду не дождусь, когда мы начнем съемки! Вообще режиссерам и актерам иногда очень полезно меняться местами. Сняв этот фильм, я сказал Марти, что теперь еще больше ценю и уважаю его - после всего, через что мне пришлось пройти.

Анджелина прыгнула выше головы

- Вы часто вспоминаете о возрасте?

- Увы. Наступает возраст, когда приходится поверить в то, что и ты смертен. Надеюсь, мне еще удастся сняться в паре-тройке картин Скорсезе. Я бы и от десятка не отказался. Мы должны были сделать больше картин вместе, но часто вмешивались обстоятельства.

- В картинах Скорсезе ДиКаприо занял ваше место. Для вас Лео и Мэтт Дэймон, наверное, что-то вроде учеников?

- Я не лезу к ним со своими советами, но, если ребята о чем-то спрашивают, всегда отвечаю. Лео и Мэтт очень преданны актерскому делу. Они очень серьезные парни.

- И Мэтт, и Анджелина прыгнули выше головы в вашей картине.

- Анджелина сразу выразила свой интерес к этой роли. Я был уверен, что она сыграет отлично, но результат и вправду превзошел мои ожидания.

- Вы преподали своим молодым актерам урок игры по системе Станиславского, которой, как известно, сами следуете?

- Я никого ничему не учу. Они сами научились всему, чему хотели. Система Станиславского - часть багажа любого актера, даже если он не догадывается об этом. Кто-то, может быть, и думать об этом не думает, а работает по Станиславскому. И очень бы удивился, если бы ему об этом сказали.

- Одну из главных ролей в вашей картине сыграл российский актер Олег Штефанко.

- У русских и американских актеров похожая школа. Как выясняется из моего фильма, даже между КГБ и ЦРУ много общего. Что уж говорить об актерах!

kp.ru