"Тупой жирный заяц" - спокойно, все остались живы!

"Тупой жирный заяц" - спокойно, все остались живы!

Фильм снял российский режиссер Слава Росс (он же является автором сценария), а главные роли исполнил пестрый актерский состав: здесь и Никита Михалков, и Александр Баширов, и Алексей Маклаков.

Жизнь провинциального артиста Аркадия Сапелкина (Алексей Маклаков) очень грустна. Уже лет двадцать он играет одну и ту же животную роль в детском спектакле провинциального театра, причем без всякого вдохновения. Как видно из самого названия фильма, он давно не ощущает себя умным стройным кроликом, пьет горькую и мается с тоски, однако находит душевные силы мечтать о больших ролях уровня «Короля Лира».

Выпускник ВГИКа Слава Росс получил право на дебют, получив за сценарий «Тупого жирного зайца» приз на Международном вгиковском фестивале.Так что для Никиты Михалкова участие в картине было чем-то вроде благотворительности. Не слишком, впрочем, обременительной: его камео длится пару минут, за которые успевает соткаться и развеяться сапелкинский золотой сон: Михалков приезжает к актеру, чтобы пригласить его на роль короля Лира. И Сапелкин после этого сна становится сам не свой. Искусство манит его неудержимо.

Местный колбасный магнат (Баширов) затевает в ТЮЗе постановку «Плоть, или Вампиры навсегда» - у Сапелкина в ней главная роль, а он чихать на нее хотел. По ночам на кладбище актер репетирует «Черную курицу» с опальным режиссером (Бехтерев). И если учесть, чем зарабатывает на жизнь половина театра (колесит по деревням, играя прямо на скотном дворе), то «Черная курица» действительно покажется искусством. Но не один Сапелкин мечтает о лучах софитов. Когда того увольняют-таки за очередной срыв, роль зайца отдают его возлюбленной. И вот тогда разочарование приводит Сапелкина на самый край. Стоя там, на тюзовской крыше, он начинает, было, декламировать «Лира» - и в эту минуту срывается вниз. Успокойтесь, все остаются живы.

Все бы хорошо. Проблема, однако, в том, что «Заяц» выглядит как старомодное советское кино. Фильм взял из прошлого и много хорошего. Например, в нем есть актерский ансамбль. Но эстетически он архаичен. Тут и вернемся к тезису о враждебности театра и кино. Видимо, фильм про театр, по крайней мере отечественный, не может не получиться старомодным. Дело не в том, что кино эстетически развитее - театр, возможно, и авангарднее. А в том, что делать фильм про театр, да еще провинциальный, - это неизбежно рассчитывать на публику, которая в кино не ходит и новых киноформ не приемлет. Увы. Тут ничего не поделать.

Говорят, фильм не очень-то свеж - якобы его пару лет перекидывали из одной прокатной компании в другую. За истекший период он явно устарел, но не стал от этого хуже. Напротив, пропитался духом ласковой ностальгии. Театр деловой, театр прагматичный, театр без греха - это, конечно, хорошо. И все-таки чего-то не хватает...

 

point.ru