"Кинотавр": лучшие актёры - Рената Литвинова и Александр Яценко

"Кинотавр": лучшие актёры - Рената Литвинова и Александр Яценко Даже если оставить в стороне вопрос о художественных достоинствах, «Изображая жертву» с самого начала был идеальным кандидатом на победу. Собственно говоря, до начала фестиваля их предполагалось два – фильм Кирилла Серебренникова и лента Алексея Балабанова «Мне не больно». Радикальный консерватизм – как творческий, так и идеологический – Балабанова против радикальной актуальности Серебренникова, обкатанной на театральной сцене. Устами своих продюсеров «Кинотавр» заявлял свою цель как фиксирование мгновения, текущей ситуации в отечественном кино во всей ее, так сказать, цветущей сложности. И опять-таки для этого лучше всего подошла лента «Изображая жертву» – история тридцатилетнего парня, изображающего жертву в милицейских следственных экспериментах и страдающего от видений мертвого отца, нашептывающего ему ночами об ужасном преступлении. Пьеса братьев Пресняковых дала простор для некого художественного формализма, который в последние годы позволяет себе только Кира Муратова. Только, в отличие от Киры Георгиевны, кинематограф Серебренникова стремится быть любимым – вполне зрительское кино, что в глазах «Кинотавра» говорит в его пользу. Если формулировать намек, который жюри своим решением сделало кинообщественности, то он заключается в предложении очнуться от гипноза достижений советского кино и попытаться посмотреть по сторонам – ни жизнь, ни киноязык не стоят на месте. А чтобы было понятнее, спецдиплом жюри выдало картине «Эйфория» другого театрала – Ивана Вырыпаева, также не чуждого формализма. Гильдия киноведов и кинокритиков проявила такую солидарность с жюри, что поделила свой приз между «Эйфорией» и «Изображая жертву». Алексей Балабанов тем временем не получил ничего – второй из главных призов фестиваля «За лучшую режиссуру» ушел к соавтору «Коктебеля» Борису Хлебникову за ленту «Свободное плавание». Что по-своему справедливо. «Мне не больно» не рассчитан на призы – во всяком случае, не в том смысле, что балабановские картины до «Жмурок». Кажется, что сегодня ценится идеология – прямолинейная, как в «9 роте», или крученая, как в «Изображая жертву». «Мне не больно» – почти деидеологизированный проект, если такое вообще может быть с кинематографом Балабанова, оставляющий массу места для актеров. Что и не осталось незамеченным; исполнившие главные роли в фильме Рената Литвинова и Александр Яценко получили призы как лучшие исполнители. Приз за лучший дебют ушел к Дуне Смирновой за ленту «Связь» – историю адюльтера, неожиданно переросшего в любовь, ломающую устоявшуюся судьбу. Один из успешных отечественных сценаристов, ведущая «Школы злословия» Дуня Смирнова вроде бы уже давно никакая не Дуня – времена «Восьми с половиной долларов» давно позади, теперь придется, наверное, по имени-отчеству. А лучшим сценарием была признана работа Александра Велединского, написанная им совместно с Игорем Порубевым к фильму «Живой». Велединский, экранизировавший Лимонова, сочинил и поставил историю о парне, вернувшемся из Чечни, которого повсюду сопровождают призраки мертвых товарищей. «Кинотавр» в этом году проходит второй раз под новым руководством, сменившим Марка Рудинштейна. Похоже, что в новых руках фестиваль не только констатирует наличие кинематографа в стране. Независимо от согласия или разочарования решениями жюри очевидно, что распределение призов на обновленном «Кинотавре» определят не инерция или персональное влияние, а все та же идеология. В текущих обстоятельствах факт существенный и в конечном счете позитивный. www.gazeta.ru