"Край" Учителя: не убогий - значит, неудобный

ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАСТИ В ЗАБЫТОЙ ГЛУБИНКЕ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ...

В кинотеатрах России идет показ широко разрекламированного фильма «Край» Алексея Учителя. Выходя из зала после просмотра, мы обратили внимание на зрителей: никто не смеялся, все явно осмысливали увиденное на экране. Похоже, задуматься было о чем.

БЕЖАТЬ НЕКУДА

Действие картины разворачивается в маленьком сибирском поселке. Минуло четыре месяца с того дня, как окончилась Великая Отечественная война. Большинство обитателей забытого богом местечка - сосланные сюда люди, побывавшие в немецком плену. Живут здесь также местный охотник (Александр Баширов) и однорукий представитель власти (Алексей Горбунов). Ссыльных никто не охраняет - кругом тайга, по которой бродит огромных размеров медведь. С остальным миром поселок связывает железная дорога, тут же и обрывающаяся.

Размеренные будни селения нарушает приезд Победителя - сержанта Игната (Владимир Машков). Поначалу кажется, что прибыл Хозяин: он тут же становится машинистом единственного паровоза и приходит жить к самой красивой местной девушке Софье (Юлия Пересильд). Победитель полон сил, хочет работать и иметь свой паровоз (еще до войны любил гонять на нем с максимальной скоростью). Сержант-фронтовик не ограничен в правах и волен выбирать, где ему задержаться, а то и пустить корни, поэтому и говорит начальнику: «Не дашь паровоз, поеду дальше», правда, еще не зная, что на самом деле дальше ехать некуда.

Но главного героя в поселке не принимают, почти для всех он чужой. Потому что активен и стремится к порядку, а кроме того, знает толк в технике (работа на паровозе считается элитарной). Мужики завидуют успехам Игната. Поэтому машинистом он долго не потрудился: ночью открутили одну крышечку - и паровоз выведен из строя. В итоге Победителю пришлось пойти в кочегары, но мечты о СВОЕМ паровозе он не оставил.

А остальные жители существуют КАК ВСЕ. С ленцой идут вкалывать, нет еды - голодают, посмеиваются над местным начальством и спокойно ожидают выполнения его угрозы - приезда некоего майора НКВД Фишмана. Такое ощущение, что после войны люди просто уснули.

НЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Алексеем Учителем снят вполне реалистичный фильм, хотя есть в нем чисто голливудские эпизоды вроде гонок на паровозах. Кто-то может упрекнуть режиссера в использовании «клубнички», припомнив сцены секса, купания обнаженных женщин в бане. Но разве всего этого не бывает в жизни?

Это в советское время метод соцреализма подразумевал приукрашивание бытия, выпячивание позитивных моментов на основе «единственно верной» идеологии. Нужно было изображать позитивную перспективу, борьбу лучшего с хорошим. Власть же в советских кинокартинах могла выглядеть только сильной и почти всегда правильной и справедливой. Для достижения этой цели, как правило, вводили, куда надо и не надо, фигуры партийных работников, выпячивали роль партии.

К счастью, авторы «Края» пошли по пути реализма, но не социалистического. Они воссоздали образ совершенно реального социализма в глубинке большой страны: невероятная бедность, бесцельность жизни большинства людей, неэффективность так называемого коллективного разума. Действительно, обитатели поселка все вместе и с удовольствием делают только несколько дел: пьянствуют, едят наконец-таки убитого медведя и дерутся. А вот когда они отправляются на работу, энтузиазма что-то не видать и в помине.

В картине остро показана тогдашняя власть, которую олицетворяет инвалид войны. Сперва, обрадовавшись Игнату, он сразу предлагает ему должность своего зама, призванного помочь управлять селением. Когда тот отказывается и со временем начинает «чудить» и своевольничать, начальник поступает так, как было принято в то время. Пытается запугать Игната, грозит написать на него донос в Москву Сталину, а потом надеется на органы: «Вот приедет Фишман, он вам всем покажет!».

Прибытие в поселок майора НКВД (прозванного от марки его машины ФШ-М О43) стало апофеозом. Пускай он появляется в таежном тупике редко, но знает здесь все и про всех, поэтому всегда недоволен: «Плохо встречаете». Фишман ищет только политическую крамолу, нарушения и отклонения у людей. Выправкой и новенькой формой на фоне одетых в лохмотья ссыльных чекист (прекрасная роль Сергея Гармаша) олицетворяет высшую власть.

Без разговоров бьет представителя власти местной и валит его с ног. Общается с переселенцами, только произнося монологи и только в строю. Складывается ощущение, что своим посещением он облагодетельствовал поселок. А чтобы не забывали, кто есть кто, напоминает: «Товарищ Сталин думает за всех, у него сердце болит за всех, он жалеет всех». От теряющей сознание женщины Фишман требует «держать строй». Суть советской политической системы очевидна: «Мы - власть, думаем за вас, а вы - винтики, крутитесь так, как вам говорят».

ПОЧЕМУ ГЕРОЙ НЕ ОДИН?

Итак, Игнат оказался в тупике. Но авторы фильма предложили ему вариант спасения в виде ржавеющего несколько лет паровоза, в котором живет дочь убитого перед войной немецкого инженера Эльза (Аньорка Штрехель). Придуман интересный сюжетный ход - она даже не слышала о четырехлетней войне.

Вначале Игнат и Эльза конфликтуют и дерутся, потом спасают паровоз и со временем к ним приходит любовь. Мы старались понять, что же между ними общего? И пришли к выводу, что оба внутренне свободны, стремятся делать то, что они хотят. Оба искренне и, похоже, с детства увлечены паровозами. В общем, назовем их профессионалами. Соответственно оба отторгаются жителями поселка: с Игнатом никто не хочет пить, а Эльзу пытаются то изнасиловать, то избить, то пристрелить. Словом, скучать некогда.

Очевидно, авторы киноленты «Край» старались показать, что в России никакой герой в одиночку ни на что не способен, Победителем он не может быть по определению. В отличие, скажем, от Сталлоне-Рэмбо, который крушил врагов Америки, как правило, в других странах. Громил, спасая своих сограждан из плена, и якобы нес свободу иным народам. Но от кого можно спасти людей в сибирском поселке?

Или другой пример. Герои Стивена Сигала, владеющие кун-фу, карате, неизменно внесистемны и одиночки. Но опять же в конце фильмов с его участием американцы всегда догадываются, что он действовал в их интересах. Без общественного понимания и моральной поддержки (запоздалых или своевременных - неважно) поступки героев Америки бессмысленны. Но как добиться этого у пораженных в правах людей в Сибири? Очевидно, что не с помощью власти, вот почему Игнат без колебаний отказывается от предложения начальника стать его заместителем.

Герой не отвечает на вопросы, так как этих ответов ни у кого нет. Он просто живет. Возможно, уместно вспомнить стихи Игоря Губермана:

Покорные безмолвствуют народы,

А во дворах горланят петухи.

Мы созданы для счастья и свободы -

Как рыба для полета и ухи...

На наш взгляд, как не было этих ответов тогда, так их нет и сейчас в нашей стране. Мы сколько угодно сегодня можем спорить о модернизации, реформах и прочем. Но пока большинство не поймет, что именно предлагается властью, и пока каждый человек САМ не захочет лично реализовывать предлагаемое ему - любые инициативы сверху обречены на провал. Впрочем, чисто российская альтернатива есть, так как можно вновь попытаться всех насильно мобилизовать на что-нибудь «светлое». Если кто вдруг не знаком с последствиями - смотрите фильм «Край».

АХ, ВОЙНА, ЧТО Ж ТЫ...

Одним из антигероев фильма является ВОЙНА. Она закончилась, но счастья, судя по всему, это никому не принесло. Страдает Эльза. Несчастны все жители поселка, ранее побывавшие в плену, но свободы так и не получившие. Контуженого Игната периодически корчит в припадках. Невольно возникает вопрос: что людям дала победа? Как же непросто на него ответить!

Даже майора НКВД военная страда не пощадила. Жители поселка в конце картины начинают над ним смеяться, поскольку после удара головой он вроде бы ВСЕ забыл. А дело-то совсем в другом: просто все мысли Фишмана были о погибшей в 1943 году его маленькой дочери. И неважно, сошел он с ума или нет. Просто сразу же смех пропадает не только у персонажей фильма, но и до зрителей во всей неприглядности доходят жуткие последствия войны.

И хотя несколько раз в киноленте доносится мысль, что на Руси не обижают только убогих, симпатии ее создателей на стороне Героев. Успех обеспечен лишь тем, кто выделяется из общей массы, кто знает, чего он хочет, и тем, кто готов выложиться весь для достижения своей мечты и стать счастливым.

После просмотра «Края» осталось сопереживание: да, тяжкая участь выпала на долю наших сограждан более чем полвека назад. Можно, конечно, выдохнуть: «Как хорошо, что мы живем в другое время». Но никуда от прошлого не деться, потому что мы - иваны, помнящие родство.

Есть смысл экстраполировать идеи фильма на нашу жизнь. Модернизация и инновационное «лекарство» вряд ли состоятся, если власть не сможет вовлечь в свои инициативы общество и граждан. Иначе получится, как в поселке Край.