Асоциальная сеть: о фильме "Социальная сеть"

Дэвид Финчер когда-то снимал фильмы о маньяках и агрессивных инопланетных тварях, но он вообще-то способен превратить в триллер любой сюжет. И фильм "Социальная сеть" - очередное тому подтверждение.

Сюжет картины даже пересказывать не хочется — его можно найти на странице "Википедии", посвященной сервису Facebook. Если совсем коротко, то 19-летний студент Гарварда Марк Цукерберг спер (или все же не спер, а развил и додумал) идею социальной сети у двух близнецов-мажоров, числившихся в том же учебном заведении. Между прочим, эти братья входили в команду Гарварда по гребле, а в 2008 году даже представляли США на Олимпиаде в Пекине, но не это главное.

Довольно быстро созданный Цукербергом ресурс стал стоить сколько-то миллиардов, и на этой почве Марк рассорился не только вышеупомянутыми близнецами, но и со своим лучшим другом. Миллиарды — это, понятное дело, не 20 баксов, дележка таких сумм не проходит без скандалов.

Чужие деньги любят считать практически все, но заставлять зрителей заниматься подсчетами на протяжении всего двухчасового фильма — это все-таки риск. Тем не менее, Финчер и сценарист Аарон Соркин отлично справились с ситуацией. Во-первых, в фильме переплетаются сразу три сюжета: нам показывают нарезку из двух судебных процессов (с близнецами и бывшим лучшим другом) и, собственно, историю создания Facebook. Во-вторых, авторы разбавляют повествование ориентированными на молодежь шутками и акцентируют внимание на многих вещах, не имеющих прямого отношения к созданию популярнейшей социальной сети.

Например, зрителям довольно подробно рассказывают, что именно и в каких количествах пили создатели сервиса во главе с Цукербергом. С какими именно девушками встречались — а девушек, оказывается, было много, прям так и посыпались пачками, когда осознали, что Facebook — крутая штука. Также Финчер и Соркин дают понять, что Марк, вообще говоря, и затеял-то все это ради женщины, к которой испытывал теплые чувства. Правда, она назвала его моральным уродом. А он ее — сукой в своем блоге. Все это случилось в 2003 году, когда обзываться в блогах у американских студентов, видимо, было не принято.

В общем, в изложении Соркина и Финчера история создания Facebook звучит крайне увлекательно. Точнее, звучала бы, если бы не несколько "но".

Прежде всего, авторы все-таки мухлюют. Цукерберга они делают наполовину злым гением, наполовину аутистом в духе персонажа Хоффмана из "Человека дождя". Судя же по отзывам коллег и друзей Марка, он был довольно простым парнем, повернутым на работе. В монитор он пялился по 20 часов в сутки, и на развлечения и выпивку времени просто не оставалось. Это не значит, что жизнь у Цукерберга и его соратников была скучная. Просто она была совсем не такая драматичная.

Впрочем, Соркин в интервью честно признавался, что актуальность для него не главное. Дескать, куда важнее сделать интересное кино, ради этого и приврать можно. Да и вообще, о какой актуальности может идти речь, если фильм основан на книге "Случайные миллиардеры"? Это вроде как документальное издание, но его автора Бена Мезрича консультировал Эдуардо Саверин, бывший лучший друг Цукерберга, ставший его заклятым врагом в процессе дележки Facebook. И в результате именно Саверин в фильме выглядит самым человечным персонажем.

Кроме того, мне, рядовому зрителю, нет дела до гарвардской команды по гребле. Меня мало волнуют элитные социальные клубы, которыми, судя по фильму, бредят практически все американские студенты. И совсем не волнуют акции Facebook и уж тем более то, как и между кем их разделили. Я понимаю, что речь в фильме идет о существующих в действительности людях, о реальной истории успеха (и неуспеха) — но эмоций от этого не прибавляется.

"Социальная сеть" - крайне профессиональное кино, к которому сложно придраться. И настолько же сложно им проникнуться, начать сочувствовать Цукербергу, Саверину или какому-либо другому из персонажей. Да, Соркин пишет хорошие сценарии, а Финчер безупречно снимает, но ведь это и так было известно. Если Дэвид действительно хочет кому-то что-то доказать — пусть снимет триллер, например, про общежитие ВГИКа на улице Галушкина. Там, знаете, одна комната размером примерно с платяной шкаф гарвардского студента. Слабо развернуться в таких декорациях?