Какие кинопродюсеры смогут не платить налог на прибыль?

Кинематографисты, близкие к Фонду кино, такие как Никита Михалков и Федор Бондарчук, снова продемонстрировали завидные лоббистские способности.

Как выяснил «Маркер», налоговые льготы для производителей российских фильмов были незаметно для общественности приняты еще летом. Поправки оказались в тексте закона, не имеющего к кино никакого отношения, и не обсуждались ни депутатами, ни общественностью. Аналогичные льготы для инновационных компаний Госдума изучает с 2007 г., но до сих пор даже не назначена дата рассмотрения проекта. А льготы для производителей кино уже вступили в силусо 2 сентября этого года ? теперь продюсеры смогут не платить налог на прибыль с доходов, полученных от Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино).

Продюсеры не захотели платить налоги

В федеральном бюджете на 2010 г. зарезервировано 5,56 млрд руб. на поддержку российского кинематографа. До прошлого года все госредства в кино поступали через Министерство культуры. В декабре 2009 г. правительство поддержало предложение Никиты Михалкова и еще ряда продюсеров изменить модель господдержки.

Суть реформы в том, что кандидатов на госфинансирование отбирают чиновники не Минкульта,На госсовете по кино в ноябре 2009 г. Владимиру Путину — председателю этого госсовета — намекали и на неэффективность Минкульта а Фонда кино. Это объясняли желанием не распылять все деньги по сотням проектов, а отдать их нескольким коммерчески успешным продюсерам. Вокруг критериев отбора этих самых продюсеров в начале года было много споров. Окончательное решение было принято на основании методики исследовательской компании Movie Research. Но осталось много недовольных, так как получилось, что избранными оказались в основном продюсеры, близкие к одному из соперничающих лагерей кинематографистов — тому, который возглавляет Михалков.

Средства, выделенные в этом году на кинематограф, были примерно поровну поделены между Минкультом и Фондом кино, но фонд тратит все свои деньги на съемки кино, а Минкульт — только 800 млн руб.Остальное идет на другие нужды, такие как проведение кинофестивалей Так что львиная доля господдержки сейчас идет именно через фонд. «Большая восьмерка» продюсерских компаний,«ТРИТЕ» Никиты Михалкова и Леонида Верещагина, Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, СТВ Сергея Сельянова, «Дирекция кино» Анатолия Максимова, «Централ Партнершип» Рубена Дишдишяна, «Профит» Игоря Толстунова, «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун Фильм» Валерия Тодоровского которую в итоге сформировал Фонд кино, получит в этом году по 250 млн руб.2 млрд руб. поделены ровно на восемь частей На следующий годсогласно проекту бюджета на 2011 г., опубликованному 21 сентября на сайте Минфина на поддержку кинематографа зарезервировано 5,37 млрд руб.что на 190 млн руб. меньше, чем в этом году Вопрос разделения госсубсидий с Минкультом на 2011 г. еще не обсуждался, сообщили «Маркеру» в Фонде кино.

Проблемой для Михалкова и его соратников стало то, что они хоть и получили желаемый Фонд кино, не учли одну деталь: с его субсидий им пришлось бы заплатить налог на прибыль, то есть 20%. Это в планы реформаторов от кино не входило. И вот ситуация исправлена, причем удивительным образом.

Ловкое и оперативное законотворчество

Сам факт того, что продюсеры освобождены от налога на прибыль с государственных денег, неудивителен и даже логичен. Продюсер Елена Яцурапродюсировала фильмы «В движении», «Небо. Самолет. Девушка», «9 рота» объяснила «Маркеру», что государственные гранты на кино никогда не рассматривались как доход и потому налог на прибыль с них продюсеры не платили ? и не будут платить после реформы. А освобождения от налога на прибыль по доходам из других источников российским продюсерам пока никто не обещал.

Но все же история поправок в Налоговый кодекс необычна даже по российским меркам. Разработчики не стали вводить поправки отдельным законопроектом, а без лишней волокиты внесли их как поправки к другому закону ? тому, который регулирует налоговые штрафы.федеральный закон № 229-ФЗ Ключевые для российского кино решения были затеряны среди множества других поправок к закону, который обсуждался уже во втором чтении и не имел к кино никакого отношения. Это позволило разработчикам и депутатам, вносившим поправки (среди которых Олег Морозов и Станислав Говорухин), обойтись без лишних обсуждений и споров. Тех самых обсуждений и споров, из-за которых аналогичные поправкизаконопроект № 406967-4 не могут уже три года пролоббировать производители инновационной продукции. Сам факт того, что продюсеров уже освободили от налога, неизвестен даже сейчас большинству участников рынка.

Принятые поправки предусматривают особый учет доходов, полученных от Фонда кино. Согласно документу, полученные из фонда средства не будут считаться доходом компании, если будут направлены на производство кино. Но если она на госсредства будет закупать имущество ? дорогую киноаппаратуру, здания, павильоны и другие активы, ? ей придется заплатить налог.

«Мы не запрещаем „большой восьмерке” заниматься укреплением своей производственной базы, — заявил „Маркеру“ заместитель исполнительного директора Фонда кино Дмитрий Руженцев. — Но расходы на камеры, свет, монтажное оборудование и многое другое — я имею в виду расходы на приобретение — не могут идти за счет фонда». Руженцев подчеркнул, что налоговые льготы распространяются не только на «большую восьмерку», но и на тех, кто по линии Фонда кино получает средства на производство социально значимого кино и финансовые поощрения за успешные в прокате фильмы (собравшие больше 1 млн зрителей). Принятый законопроект позволит продюсерам за два года сэкономить около 2 млрд руб.