Военный, но не патриотический сиквел

Восемнадцатого февраля 2010 года на российские киноэкраны вышло продолжение нашумевшего фильма «Мы из будущего», без затей названное «Мы из будущего-2». Еще до выхода этой картины, вокруг нее начались скандалы – то украинцы отказываются пускать фильм в прокат, то один из создателей фильма снимает свою фамилию из титров, посмотрев окончательный вариант. Апофеозом стал один из слоганов, предваряющих показ «Мы из будущего-2» – «Военный, но, к счастью, не патриотический cиквел студенческих злоключений».

Действительно, здесь можно говорить о чем угодно, только не о патриотизме. Впрочем, обо всем по порядку.

За время, прошедшее с последних событий фильма «Мы из будущего», главный герой, Сергей Филатов, который в первой части отзывался на кличку Борман, настолько морально изменился, что превратился в Игоря Петренко. Данила Козловский отказался сниматься во второй части картины. Из прошлых героев мы видим только Черепа (он же Владимир Яглыч), которого в этом фильме зовут Олегом и чудесным образом воскресшую медсестру Нину (Екатерина Климова). Ее фотографию, датированную 1944-м годом, Череп случайно увидел на квартире у женщины, которой приносит найденное в раскопе письмо погибшего родственника. Так, Сергей Филатов узнает, что его девушка в далеком 1942 году осталась жива после взрыва блиндажа.

Герой Игоря Петренко вместе с Черепом оказываются под Львовом, чтобы принять участие в исторической реконструкции события, названного «Бродовским котлом», где в результате окружения погибли немецкие части и украинская дивизия СС «Галичина». Там, по ходу действия, он ссорится с двумя украинскими «эсесовцами» (одного из них играет Алексей Барабаш, а другого – Остап Ступка, сын Богдана Ступки), и в результате случайного взрыва пролежавшей много лет в земле немецкой бомбы всех четверых переносит в 1944 год.

Далее авантюрная история. Сначала герои попадают к бандеровцам, где в плен берут двух «коммуняк», а украинцы безуспешно пытаются объясниться со «своими». Затем, после побега – к советским войскам, где в плен уже берут двоих «фашистов», а ряженые красные бойцы не находят общего языка со старшим лейтенантом особого отдела. Убежав, как в сказке о колобке, от тех и от других, Сергей Филатов рвется к подразделению майора Демина (который в первом фильме был лейтенантом и ухажером медсестры Нины) и, приехав, узнает, что поезд уже уехал: Нина любит Демина и беременна от него. Предупредив по ходу дела майора о немецком прорыве, который состоится вот-вот на его участке, Сергей увозит по просьбе майора его жену подальше от передовой. Много стрельбы, спецэффектов, патетических моментов а-ля «Три мушкетера» и т. д. Добивает концовка, когда Сергей с другом и перековавшимися «фашистами» оказывается, наконец, в своем настоящем и обнаруживает точную копию медсестры Нины – внучку своей погибшей любви. В общем, все счастливы, да здравствуют спецэффекты и Голливуд.

Сначала о психологической составляющей. Весь смысл изначально хорошего, многопланового, хоть и неровного местами первого фильма полностью уничтожается второй частью. Похожего эффекта можно достигнуть, если, скажем, предположить, что Раскольникова из «Преступления и наказания» похищают в середине сюжета инопланетяне. Непонятно, зачем воскрешать во второй части героиню, весь смысл существования который был в ее смерти. Ведь именно этим и достигается пронзительность концовки первого фильма, где была обыграна трагедия взросления четверки парней, слишком заигравшихся в то, с чем играть не рекомендуется. И в результате того, что с ними произошло, ставших другими. Не хорошими, не плохими – просто взрослыми.Фон для компьютерной стрелялки?Во второй части вместо условно исторического психологического фильма мы видим– голливудский экшн, где прекрасный актер Игорь Петренко и прекрасная актриса Екатерина Климова оказываются не на своем месте и не на своих ролях, что очень чувствуется. Олег (Владимир Яглыч) во второй серии достаточно невыразителен. Радует хорошая игра украинской пары – как они общаются с бандеровцами, сцена расстрела, и то, как Тарас, герой Алексея Барабаша, отдает медсестре в обозе ребенка, берет с телеги автомат и остается стоять на дороге, выкрикнув на прощание фамилию мальчика. Но это не спасает картину.

Авантюрный сюжет действительно не оставляет даже намеков на патриотизм. Герои фильма бегут в буквальном смысле «сквозь время». И немцы, и украинцы, и советские солдаты для них одинаково чужие. Ужасы 1944 года – фон для заплесневелой и неправдоподобной (из-за смены актеров) любовной истории.

В общем, налицо подмена понятий. И хэппи-энд в конце – обязательное условие любой голливудской картины, сделанной для массового потребления, – достойное окончание неудавшейся истории под названием «Мы из будущего-2».

Теперь о том, ради чего, вероятно, была снята картина. Понятно, что педалирование образа «украинских эсесовцев», вынужденное их сосуществование с двумя «коммуняками» в прошлом, и вызывающая вопросы «перековка» в конце сделаны исключительно для того, чтобы Тарас обронил в конце, когда обросшая, грязная четверка парней с раскаленным от стрельбы по фашистам оружием в руках появилась в своем времени, на вопрос «Откуда вы взялись, парни», ответил: «Мы из будущего».

Из будущего – это, надо полагать, из общего будущего двух дружественных народов, России и Украины. Только есть известное правило: любую идею можно умело довести до полной ее дискредитации. Тема взаимоотношений украинского и русского народа без сомнения актуальна, но заслуживает более серьезного и уважительного подхода к себе. Продемонстрировать это отношение у создателей фильма не получилось.

Теперь о том, что получилось. Правдоподобная картинка боя (более реалистичная, чем в первой части), постоянное напряжение сюжета и нескончаемый экшн, перебиваемый лирическими отступлениями. Героям приходится много бегать и много стрелять. Не удивлюсь, если по сюжету фильма будет создана компьютерная игрушка – он для этого очень подходит.

Жаль только, в антураже – не зеленокожие монстры, а солдаты из 1944 года.