Фестиваль, не помнящий своей истории

Предстоящий Московский международный кинофестиваль, который должен пройти с 21 по 30 июня 2003 года, будет юбилейным, 25-м по счёту. А на ведущих смотрах кино во всём мире принято проводить ретроспективы, посвящённые истории этих фестивалей. ММКФ тоже открыл немало имён или впервые наградил уже известных кинематографистов (например, Иштвана Сабо, Яна Труэля, Кшиштофа Кесьлёвского, Аки Каурисмяки). И для поднятия престижа Московского фестиваля могла бы пригодиться программа «Открытия», которую я предлагал ещё в прошлом году, когда делал для сайта www.miff.ru (кстати, он теперь активно цитируется в поисковой системе Yahoo) полный список не только лауреатов, но и конкурсантов, а также всех членов жюри (это следовало бы издать и в виде каталога, поскольку современные журналисты, увы, не знают, что было в прошлом).

Мне представлялись интересными и две иные идеи: пригласить в состав жюри юбилейного ММКФ только тех, кто когда-то заседал в его составе, и наградить Юбилейной премией одного из режиссёров, кто участвовал в смотре кино в Москве, но не получал премии или же не самые главные призы (как Мринал Сен, Йос Стеллинг, Андраш Ковач, Вера Хитилова). Кроме того, минувшей осенью в газете «СК-Новости» я упоминал, что к 300-летию Санкт-Петербурга надо бы не только показать западные фильмы с петербургской тематикой, но и программу «Семейный бизнес» связать с именами тех, кто работал на «Ленфильме», в частности, с Михаилом Калатозовым, чьё столетие мы отметим в конце года.

Но если идея о «кино Петербурга» всё-таки нашла отражение в цикле «Белые ночи», то киносемья Калатозова вообще осталась без внимания. Однако можно было порадоваться, что в итоге оказалась принятой программа «Открытия». Я написал в апреле предисловие для фестивального каталога, что успели перевести на английский язык. И в качестве одного из составителей этого каталога начал делать справки по фильмам и режиссёрам. Но совершенно случайно (это было 13 мая) узнал, что «Открытия» уже изъяты из общей программы ММКФ, якобы по причине нехватки денег, хотя копии десяти картин предоставлял Госфильмофонд. В то же время  неизвестно откуда возникла замена - ретроспектива недавно умершего бельгийского режиссёра Андре Дельво, который никогда не участвовал в Московском фестивале. И если уж есть необходимость кого-то почтить посмертно, то разумнее это сделать в отношении Альберто Сорди, даже получавшего награды в Москве.

Но никто так и не объяснил, почему за месяц до начала ММКФ отвергли «Открытия», а до этого не хотели включать в программу фильм «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Почему в «Семейный бизнес» вошли только Пётр и Валерий Тодоровский, а не представлена Мира Тодоровская как продюсер и, например, сценаристка Виктория Токарева, являющаяся тёщей Тодоровского-младшего. Ведь в прошлом году в киносемью Чухрая включили и Марию Звереву, и Антона Табакова, и Игоря Толстунова. Не получив ответа на свои предложения, как и не соглашаясь с немотивированным отказом фестиваля от «Открытий», я был вынужден прекратить работу над фестивальным каталогом.

Прошла неделя - и я решил обратиться с письмом к Никите Михалкову, как президенту Московского международного кинофестиваля, надеясь, что его-то должен волновать и заботить вопрос представления ММКФ (в том числе его богатой истории) в максимально выгодном свете, с подчёркиванием роли и значения этого смотра кино в мировом фестивальном движении. И юбилейный фестиваль надо было бы использовать именно для поднятия его престижа. Вместо нас это никто не сделает.

Обращение к Михалкову заканчивалось следующей фразой: «Но почему-то получается, что как раз те, кто желает лучшей участи фестивалю и ради этого вносит разные замечания и предложения, воспринимаются его дирекцией чуть ли не в качестве личных врагов». Ответа от президента Московского международного кинофестиваля не последовало. Теперь я вправе обнародовать свои соображения, которые вовсе не считаю личными и частными. Увы, но этот фестиваль действительно не желает помнить свою историю и гордиться ею.