МЕЛ ГИБСОН. ПРИНЦ ДАТСКИЙ, РОДОМ ИЗ АМЕРИКИ, ВЫРОСШИЙ В АВСТРАЛИИ

Для многих было неожиданным 10 лет назад известие о том, что итальянский режиссер Франко Дзеффирелли, мастер шекспировских экранизаций, пригласил для съемок в «Гамлете» в заглавной роли принца датского, о которой мечтают, наверно, все актеры мира в разные века, именно Мела Гибсона, воспринимаемого миллионами зрителей в качестве супермена, «крутого парня».

Будучи по происхождению и рождению американцем, он завоевал симпатии соотечественников, явившись на волне кинематографического успеха из Австралии, где жил с 12-ти лет. Имидж «безумного Макса» в трех сериях одноименного фантастического боевика Джорджа Миллера, поставленных в 1979-85 годы, был дополнен в представлении американцев об этом актере еще более популярной ролью безжалостного и тоже как бы психически неуравновешенного полицейского Мартина Риггса (в результате были сняты в 1987-97 годы четыре серии «Смертельного оружия»). Да и другие работы Гибсона в фильмах «Текила Санрайз» (1988), «Птичка на проводах» (1989) и «Эр-Америка» (1990), а позднее «Теория заговора» (1997) и «Расплата» (1999), лишь добавляют штрихи к полюбившемуся зрителям образу «одинокого волка», борющегося с непредсказуемой фортуной и непредвиденными обстоятельствами авантюрной жизни.

К тому же романтический «модус вивенди» непримиримого борца за справедливость счастливо сочетается с внешне привлекательным обликом актера (неслучайно он числится по опросам среди самых привлекательных мужчин мира). Всё в Гибсоне как нельзя лучше соответствует требованиям для исполнителя ролей благородных героев, «рыцарей без страха и упрека», загадочных вершителей правосудия из произведений в жанре «плаща и шпаги». Но актеру тесно в этом амплуа - тот же Мартин Риггс из «Смертельного оружия», начиная со второй серии, представлен бессменным режиссером Ричардом Доннером с немалой долей иронии. Роль в комическом вестерне «Мэверик» (1994) того же Доннера опять свидетельствует о стремлении Гибсона внести разнообразие в воплощаемые на экране характеры. Кстати, и фантастическая мелодрама «Вечно молод» (1992), и психологическая драма «Человек без лица» (1993), поставленная самим Мелом Гибсоном (он же - и в главной роли) раскрывают актера с иной стороны - как душевного, деликатного, сострадающего другим и нуждающегося в ответном сочувствии.

И как раз переломным моментом в очень успешной кинобиографии одного из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда следует считать приглашение в 1990 году на роль Гамлета. Это можно считать наградой за его стоическое, упорное, невозмутимое отстаивание суверенности своей личности, неподвластность кем-то выдуманным правилам и канонам существования кинозвезды.

Вспомним, что Гамлет возвращается в свое «королевство-тюрьму» после долгого отсутствия, студенческих лет в Гейдельберге и странствий по миру. 34-летний Мел Гибсон (а родился он 3 января 1956 года в Пикшилле, в штате Нью-Йорк) вполне мог стать в 1990-м современным Гамлетом, вернувшимся на родину через много лет, в которые вместились: жизнь далеко от Америки, на пятом континенте, который американцы называют Down Under (нечто вроде Преисподней); учеба в Национальном институте драматического искусства в Сиднее, игра в театре (в том числе в шекспировском репертуаре и в пьесах «театра абсурда»), съемка в первых телефильмах. Параллельно с «Безумным Максом» Гибсон сыграл более драматические роли в двух лентах Питера Уира - «Галлиполи» и «Год опасной жизни». А приехав в 1984 году в США, предпочел не подчиняться слепо чужой воле (гамлетовское «на мне нельзя играть!»), не угождать охочей до развлечения публике, стремясь продемонстрировать актерские способности по созданию сильных характеров, психологически неоднозначных персонажей. И, между прочим, его дебютная американская картина «Река», социально-психологическая драма из жизни фермеров, оказалась поудачнее исторической мелодрамы «Миссис Соффел» и авантюрно-романтической ленты «Баунти».

Независимость поведения Мела Гибсона и в жизни, и в искусстве подтверждается и тем, что даже после огромного успеха в «полицейских боевиках», став суперзвездой Голливуда, он сохраняет собственные корни на второй родине в Австралии, проводя там редкое свободное время со своей немалой и постоянной по голливудским меркам семьей и долго не оставляя личных театральных опытов, своеобразной заменой которых для преуспевающего актера явились в США его амбициозные режиссерские замыслы. После внешне скромного «Человека без лица» тем более неожиданно мощной (особенно в батальных сценах) показалась трехчасовая историческая эпопея «Храброе сердце» (1995, пять премий «Оскар», в том числе за фильм и режиссуру), в которой Гибсон как режиссер и актер обратился к судьбе реально существовавшего в XV веке Уильяма Уоллеса, народного героя Шотландии. А сейчас он занят реализацией давнего и, по всей видимости, лично важного проекта по экранизации «451 по Фаренгейту» Рея Брэдбери.

Конечно, порой приходится преодолевать себя, идти на какие-то компромиссы, поддаваться уловкам новоявленных Клавдиев - лишь бы самовыразиться, быть, а не казаться. Что-то не получается, как было задумано, - и тогда становишься жертвой самим же выстроенной «мышеловки» и проигрываешь в навязанной игре. Тем не менее смею предположить, быть может, с некоторой натяжкой, что в лучших боевиках и в ряде драм герои Мела Гибсона решают вполне гамлетовский вопрос: «быть или не быть», но, разумеется, на неизмеримо ином, не столь трагическом уровне бытия.

В выборе Франко Дзеффирелли был, конечно, трезвый, практически беспроигрышный расчет, что поклонники Гибсона пойдут взглянуть на своего любимца в качестве принца датского, даже если им «нет дела до Гекубы», до Шекспира и трагических страстей времен позднего средневековья. Вероятно, опытный специалист по театральной и оперной классике, открывший в кино, помимо всего, несколько молодых актеров, прозорливо почувствовал, что нынешнему зрительскому сознанию будет близок типично гибсоновский, чуть-чуть не от мира сего (от юноши с задержкой в развитии из мелодрамы «Тим» до «неистовых Макса и Мартина») персонаж, играющий непосредственно со смертью или же, по воле судьбы, находящийся рядом с ней, подчас в весьма опасной ситуации.

Полицейский Макс из будущего ведет жестокую, тотальную борьбу с дорожными бандами еще более сумасшедших отщепенцев на мотоциклах и автомобилях накануне и после третьей мировой войны (трилогия «Безумный Макс»). Уже не футуристический блюститель закона Мартин, который не избавился от «вьетнамского синдрома», столь же лихо, с риском для жизни и исступленно гоняется за преступными бандами и террористами (тетралогия «Смертельное оружие»). Под постоянным обстрелом на земле и в небесах, в шаге или в секунде от смерти существуют герои Мела Гибсона из фильмов «Текила Санрайз», «Птичка на проводах», «Эр-Америка», «Теория заговора», «Расплата». Воины, сражающиеся в давних исторических битвах («Храброе сердце»), на первой («Галлиполи») и второй («Солдаты из отряда Зед») мировых войнах призваны выжить или умереть на поле брани. Но и журналист из «Года опасной жизни» (название говорит само за себя!), и фермер в «Реке», и считаемый слабоумным Тим из одноименной ленты, и признаваемый чуть ли не монстром учитель, пострадавший в автокатастрофе («Человек без лица») - все они испытываются на прочность характера и просто на выживание в близком присутствии смерти, будь то попытка переворота в Индонезии, разрушительное наводнение или потеря родных и друзей, служивших как бы защитой для тех, кто сам не очень-то приспособлен к жизни.

Шпага, отравленная ядом, неминуемо должна была настигнуть Гамлета, посмевшего вопреки смерти, но в согласии с совестью и долгом попробовать восстановить «распавшуюся связь времен», вправить на место «вывихнутый век». Смертельное оружие пронзает того, кто сам владел им, не осознавая, что обманут или, говоря по-современному, подставлен. Прочерченная пунктиром актерская тема Гибсона трагически разрешается только в «Гамлете» - но нет большего счастья для актера, чем сыграть в знаменитой трагедии Шекспира, по-своему замкнуть в ее «высоковольтной дуге» напряжение собственных помыслов и поисков, а также стать хотя бы ненадолго не просто кумиром, но и выразителем подспудных настроений времени. «Гамлет» - принципиальная удача в биографии Мела Гибсона, потому что независимо от достоинств или недостатков фильма заглавная роль позволила актеру наконец-то максимально и с полной самоотдачей реализовать себя и ретроспективно высветить то, что уже зрело в прежних работах, ждало своего истинного «звездного часа».

Гамлет умер, пав жертвой собственного идеального желания изменить неидеальный мир. Другие «дуэлянты со смертью», которых потом сыграл и еще сыграет Гибсон, вряд ли узнают такой скорбно-мудрый финал. Трудно быть актером, мечтая всю жизнь о Гамлете. Но еще труднее, побывав им однажды, затем постараться быть хотя бы «призраком Гамлета» и дальше.