С дугласовской ямочкой на подбородке

84-летний Кёрк Дуглас, которого бурно чествовали на Берлинском кинофестивале, вручив ему «Золотого Медведя» за творческую карьеру, на пресс-конференции особо высказался о своей новой невестке Кэтрин и недавно рожденном ею внуке. «Она - замечательная девушка, не только потому, что прекрасна, но и является семейным человеком. И я могу прежде всего гордиться тем, что она родила Майклу мальчика, и у этого парня - большущая ямочка на подбородке». Дуглас-старший также высоко оценил участвующую в конкурсе Берлинале ленту «Наркоторговля» с участием Майкла Дугласа и Кэтрин Зита-Джонс, сказав, что хотел бы поработать вместе с режиссером Стивеном Содербергом.



Каннское жюри пожалело “Пианиста”

Вопреки ожиданиям, что “Золотую пальмовую ветвь” на 55-м Каннском кинофестивале получат финн Аки Каурисмяки за “Человека без прошлого” или палестинец Элия Сулейман за “Божественное вмешательство”, жюри во главе с Дэвидом Линчем не до конца прониклось своеобразным чёрным юмором упомянутых режиссёров, хотя и наградило их. Если Сулейман довольствовался обычным призом (вдобавок - ещё и премией ФИПРЕССИ), то всеобщий любимчик Каурисмяки стал обладателем Гран-При, на сцене поблагодарив на ломаном французском прежде всего себя, а уж во вторую очередь - жюри, из-за чего вызвал овацию в зале. Кроме того, премией за женскую роль была отмечена Кати Оутинен, сыгравшая в “Человеке из прошлого” женщину-офицера из Армии спасения. Награда за мужскую роль неожиданно досталась бельгийцу Оливье Гурме, представшему в качестве плотника в “Сыне” братьев Дарденн. Но удивительнее всего для публики, немножко посвистевшей в знак протеста, было решение жюри дать главный приз “Пианисту” Романа Полянского. Автобиографически близкая этому режиссёру история польского музыканта Владислава Шпильмана, находившегося во время войны в еврейском гетто, показалась многим довольно традиционной и несомненно политкорректной, тем более по сравнению с иронической манерой авторов “Человека из прошлого” и “Божественного вмешательства”, высмеивающих социальные или политические нормы поведения. Каннский ареопаг также оценил режиссёрские усилия южнокорейского классика Им Квон Тэка и молодого американца Пола Томаса Андерсона, чьи картины даже похожи по названиям: соответственно “Опьянён женщинами и картинами” (это рассказ о корейском художнике Охвон Джан Сёне, жившем во второй половине XIX века) и “Любовь, опоённая пуншем” (лирическая история любви). Премии за сценарий был удостоен англичанин Пол Лэверти (“Милые шестнадцать лет” Кена Лоуча). Дополнительный юбилейный приз по случаю 55-го фестиваля присуждён американской документальной ленте “Боулинг для школы Коламбайн” Майкла Мура. Чисто французские фильмы (если не считать, что “Пианист”, “Божественное вмешательство” и “Сын” сняты при содействии французских фирм) оказались проигнорированы. Так что не подтвердились опасения по поводу Линча, который якобы должен был “отработать” вручённый ему во время Каннского киносмотра французский орден Почётного легиона. Правда, “Золотая камера” за дебют досталась картине из Франции, показанной в программе “Двухнедельник режиссёров” - это “Берег моря” Жюли Лопес-Курваль. Среди короткометражек награждена “Золотой пальмовой ветвью” венгерская лента “После дождя” Петера Месароша.



Кинокомпания Disney отказалась от Мела Гибсона

Кинокомпания Disney, которая должна была выпустить в свет ленту Мела Гибсона (Mel Gibson) «Апокалипто», отказалась от своих намерений из-за недавних антисемитских заявлений режиссера и предпочла предложить другим дистрибьюторам заняться картиной.

В числе студий, которые могут заинтересоваться этим предложением, называют Lions Gate, независимую компанию, уже имеющую опыт участия в спорных проектах. Именно эта студия не побоялась связаться с лентой Майкла Мура (Michael Moore) «9/11 по Фаренгейту».



Оливера Стоуна признали французом

Недавно немалый скандал вызвало судебное разбирательство, инициированное некоторыми французскими продюсерами, которые позавидовали тому, что дорогостоящий фильм «Долгая помолвка» Жан-Пьера Жёне финансировала могущественная американская компания «Уорнер Бразерс».

И хотя «Долгая помолвка» была снята на французском языке, с группой из Франции и на местной натуре, эту ленту всё равно лишили звания национального кинопроизведения. Ныне же министерство культуры Франции решило переменить своё мнение по данному вопросу и признало за франкоязычными картинами, поддержанными иностранными фирмами, право считаться хотя бы частично национальными.

То же самое будет относиться и к ряду заграничных фильмов, в финансировании которых принимали участие французские компании. Например, «Александр» Оливера Стоуна создан при содействии «Пате», да к тому же режиссёр имеет в жилах французскую кровь. По такому случаю Жан-Пьер Жёне уже начал называть Стоуна по-французски - Кайу (caillou - эквивалент английского слова stone).