Не годится для экрана "бригадный подряд" (об опросе "Можно ли показывать бандитов в российском кино?")

Судя только по рейтингам на телевидении или по результатам кинопроката, можно придти к выводу, что отечественные зрители действительно желают и любят смотреть фильмы и сериалы о бандитах, преступниках и прочих криминальных элементах. Однако проведённое на портале KinoZal.Ru голосование среди пользователей Интернета (кстати, их подавляющее большинство состоит из молодых людей - от 15 до 30 лет) показывает несколько иную картину.

Вроде бы четверть принявших участие в опросе «Можно ли показывать бандитов в российском кино?» отвечает, что можно. Но весьма знаменательно, что 20% пожелавших отдать свои голоса считают: «Можно, но не так, как у нас принято», а ещё 19% уверены, что «Бандиты в жизни - всё равно другие». Кроме того, 27% опрошенных придерживаются мнения: «Кино неизбежно романтизирует бандитов», и 9% высказывают пожелание: «Должна быть на экране драма человеческих характеров».

Даже принимая в расчёт, что участники могли выбирать неограниченное число вариантов ответа, из-за чего общая аудитория составила фактически 115%, всё равно получается: примерно три четверти опрошенных выражают своё сомнение относительно того, как показываются бандиты в российском кино. А вдобавок 13% людей точно убеждены, что этого делать ни в коем случае нельзя. И на самом-то деле складывается внешне парадоксальная ситуация: фильмы и сериалы бандитского плана охотно смотрятся зрителями, но отнюдь не принимаются ими столь уж безоговорочно, если не сказать, что рассматриваются вообще с критической точки зрения. И бандиты-то другие, и кино напрасно их романтизирует, а следовало бы показывать всё иначе, желательно раскрывая драму человеческих характеров.

Что ж, в очередной раз приходится убеждаться, что наши зрители гораздо лучше, нежели о них думают кинематографисты и телевизионщики, пекущиеся исключительно о кассовых сборах и рейтингах. Поставленное на поток и реализуемое своеобразным «бригадным подрядом» криминальное зрелище, которое заполняет экраны телевизоров и кинотеатров, разумеется, выступает в качестве раздражителя, заставляющего людей реагировать на это. Но не так ли, как это происходит во время экспериментов над подопытными животными, будь то «собака Павлова» или бедная лягушка, которую ударяют током, чтобы проверить нервные окончания на её лапках. И чем выше разряд, тем сильнее будет дрыгаться несчастное создание, к тому же лишённое способности высказаться по поводу испытываемых мучений.

Зрители смотрят и, казалось бы, не протестуют против навязываемого им «экранного продукта». Однако постепенно накапливается раздражение, затем трансформирующееся вовсе не в бунт, а в усталую апатию, когда часть аудитории, пресыщенная подобными опусами про бандитов, элементарно отстраняется прочь от экранов, если не переключается на более приемлемое спокойное зрелище семейно-мелодраматического плана. Впрочем, это не значит, что на смену тут же не приходит новое поколение подросших сограждан, как раз падких на всё приблатнённое и овеянное ложным флёром бандитской романтики. И в итоге мы опять имеем взрыв популярности «Бригады» или «Бумера», которые, вопреки наивным прогнозам критиков, отнюдь не закрывают криминальную тему. Напротив, можно сказать, что загоняют болезнь внутрь, чреватую осложнениями после самолечения.

В качестве редкостного перла стоило бы привести вот такую фразу, оставленную неким участником упомянутого опроса в графе «Другое», где можно высказывать собственные версии: «Показуйте бандитов почаще, ведь только благодари им после раскола советского союза мы выжили...» (орфография сохранена без изменения). Как говорят психиатры, «случай, пригодный для лечения». Очень хотелось бы знать логику мышления человека, склонного благодарить бандитов за то, что только из-за них мы выжили после развала СССР. Спрашивается, кто выжил, если немало той же «братвы» полегло в «боях местного значения». Или же здесь фрейдистски проявилась гениально предугаданная ещё Андреем Платоновым в «Котловане» сталинская метода единоличного вхождения в социалистический рай по костям своих соплеменников. Чем меньше, тем лучше! Так сказать, идея  «малокартинья» в применении к человеческому материалу. Типичная игра на выживание, подобная «Последнему герою». Кто выжил всех остальных (а ещё желательнее - уничтожил), тот и стал героем. Как пелось в одной революционной песне побеждающего класса - пролетариата: «Кто был ничем, тот станет всем». В этом плане бандиты мало чем отличаются от большевиков. Тем более, что они все - на букву «б». И ВКП (б) ныне следовало бы расшифровывать так: Всероссийская криминальная партия бандитов.