“АЙРИС” (Iris)

Великобритания-США, 2001 год / Пирамида, 2002 год, 90 минут.

Режиссёр Ричард Эйр

В ролях: Джуди Денч, Кейт Уинслет, Джим Броудбент, Хью Бонневилл.

Биографический жанр в кино приобрёл популярность с появлением звукового кино, но в последние годы он не радовал своими достижениями. А фильм “Айрис” не только формально принадлежит к этому трудному жанру, но и по своей проблематике далеко выходит за его рамки. По духу это - чисто английская лента. И дело не только в том, что она рассказывает о жизни и смерти великой английской писательницы (написавшей аж 26 романов!) ХХ века Айрис Мёрдок (Кейт Уинслет в молодости и Джуди Денч в старости), а режиссёром стал англичанин Ричард Эйр, больше известный за границей своими театральными и телевизионными работами. Его наиболее примечательный кинофильм “Обед пахаря” (1983) в России практически неизвестен.

Во времена, когда посредственные умы ныне в избытке мельтешат на экранах, появление женщины-гения в кино отрадно. Причём её большой талант проявлялся и в философии, и в поэзии, и в личной жизни. Но гений и болезнь - вещи, увы, совместимые. Айрис Мёрдок (её образ во многом воссоздан по биографии, написанной мужем, профессором литературы Джоном Бэйли) после семидесяти лет заболела неизлечимой болезнью Альцгеймера и стала постепенно превращаться в “овощ”. Сцены прошлого и настоящего перемешаны прихотливо, но при этом всё снято настолько реалистично, что комар носа не подточит. Сильно похудевшей Кейт Уинслет (“Титаник”), однако, нелегко играть молодую Мёрдок. Сценарий ей предоставил не слишком много материала для раскрытия образа свободолюбивой, но несколько ветреной Айрис. По фильму так и остаётся не слишком понятным, чем же её пленил застенчивый и неопытный молодой интеллектуал Джон Бэйли.

А символическому прочтению могут быть подвергнуты только две сцены, связанные с купанием героев в водоёме. Эти эпизоды хоть как-то связывают молодые и старые годы Айрис Мёрдок, прожившей несколько десятков лет с литературным критиком Джоном Бэйли (Хью Бонневилл в молодости, Джим Броудбент в старости) в распрях и примирениях. Вода для Эйра - как раз та среда, которая могла бы примирить супругов, принадлежащих к антагонистическим профессиям писателя и критика. Но в старости супругов сближает не вода, а катастрофа. Сначала - на автомобиле (своего рода “репетиция”), а потом - прогрессирующая потеря сознания. Для человека, сделавшего своей профессией искусство обращения со словом, это, бесспорно, трагедия.

К тому же перед лицом смерти Айрис Мёрдок, преподавательница философии и блудная дочь французского экзистенциализма, превратилась из лица, доминирующего в семейном союзе, в человека, зависящего целиком от мужа. Можно ли при этом сохранить любовь в той форме, в какой она была у них? Оказывается, можно, ведь брак Айрис и Джона заключался на небесах, и в нём была сокрыта божественная тайна. А когда между ними закончились игры разума, осталась лишь любовь небесная, неизъяснимая словами и логикой. При этом выдающаяся английская актриса Джуди Денч умело показывает процесс погружения Мёрдок в себя, постепенный уход от мира. Но фильм “Айрис” лишь в малой степени гимн платонической любви, а в основном - плач по западной цивилизации, в которой рациональное напрочь вытеснило иррациональное.



Из сериала «Спасатели Малибу» сделают полнометражную комедию

Компания Paramount Pictures поручила Джереми Гарелику написать новый сценарий к полнометражному фильму по мотивам популярного сериала «Спасатели Малибу».




Как стало известно, Гарелик, который также намерен заняться и постановкой картины, собирается сделать из нее комедию, хотя никогда даже не видел оригинальной версии телешоу.

Он заявил, что наилучшим вариантом станет фильм в стиле «Полицейской академии» и других комедийных сериалов, на которых выросло целое поколение.

Предполагается, что в центре сюжета окажутся двое молодых людей, которые мечтают стать спасателями и все время попадают в комичные ситуации.

Стоит отметить, что телесериал «Спасатели Малибу» занесен в книгу рекордов Гиннеса как телешоу с самой большой аудиторией в мире. За приключениями героев шоу следили более миллиарда человек, а его основателем был Дэвид Хассельхофф, который также исполнял главную роль в сериале вместе с Памелой Андерсон, которой именно этот сериал принес мировую известность.