Спецэффекты национальной неполноценности (о последствиях "Ночного дозора")

Агрессивный пиаровский и подчас неуравновешенный зрительский ажиотаж по поводу невероятного кассового успеха российского фильма «Ночной дозор», который за десять дней проката посмотрели два миллиона человек, наталкивает на размышления о том, что в данном случае следовало бы изучать возникший феномен вовсе не с эстетической точки зрения, а уже в психоаналитическом плане. Юнговское понятие «коллективного бессознательного», как и по-своему срабатывающий «эффект толпы», где и вполне разумный индивид начинает вести себя в соответствии с настроениями массового психоза, легко поддаваясь бесконтрольному манипулированию, могли бы пригодиться при описании той неадекватной реакции восторженных зрителей, когда они готовы «потоптать» всех инакомыслящих и как-то по-другому чувствующих. Вроде бы демократическое воззрение «о вкусах не спорят» превращается в свою полную противоположность: «за то, что не понравилось, вообще-то морду бьют». Так и слышится давно знакомый лозунг тоталитарной эпохи: «Кто не с нами, тот против нас!». Если ты не хочешь поддержать российского производителя, значит, ты не патриот и даже изменник Родины, задёшево продавшийся «юсовцам» (оказывается, американцев кличут теперь подобным словом, производным от US) и их тупому Голливуду с бессмысленным нагромождением спецэффектов на экране.

Кстати, о спецэффектах. Довольно дружный хор восторгов относительно применённых в «Ночном дозоре» сугубо отечественных компьютерных «суперфишек» не в состоянии перекричать несколько здраво звучащих голосов, что технические достижения «первого российского блокбастера» оставляют желать лучшего не только по причине их отсталости лет на десять (а то и на двадцать!) от высочайшего мирового уровня. Кто-то из участников Форума на официальном сайте этой ленты (правда, там в основном тусуются ехидно обозванные другим пользователем «форумус оголтелус»!) остроумно заметил, что эти спецэффекты на самом-то деле являются «спецдефектами», поскольку плохо вписаны в совершенно рассыпающийся, плохо прочитывающийся, но нервно возгоняемый (как при наркотической передозировке) сюжет. А главное - они излишне демонстративны, откровенно выставлены напоказ, подобно представленной в наглом изобилии рекламе товаров и услуг непосредственно в кадре, без какого-либо желания завуалировать product placement. Данные трюки оказываются таким же примером мощного торгового пиара, назойливого и не терпящего отказа, вынуждающего людей «покупаться» на развёрнутую рекламную акцию и наивно верить, что за несколько жалких миллионов долларов мы напрочь «уделали» Голливуд, который потратил бы десятки и даже сотню миллионов баксов, чтобы воссоздать это зрелище.    

Вот тут и догадываешься, наконец, о подспудной мечте наших зрителей, которые только спят и видят, как российские кинематографисты побеждают в молниеносной войне с «подлыми америкосами» на их же территории, то есть в тех жанрах, которые давно отданы голливудцам на откуп. И надо сказать, что своеобразная «национальная истерия», призванная компенсировать утрату ложных имперских амбиций, подготавливалась по нарастающей: сначала Данила Багров в «Брате 2» устроил Америке «небольшой кирдык», потом получили немалый резонанс в прокате отечественные аналоги заокеанских криминальных боевиков и гангстерских фильмов: «Антикиллер», «Антикиллер 2» и «Бумер». А мистико-фантазийный «Ночной дозор» последним ударом (словно вонзанием осинового кола!) завершил стратегическую операцию по изгнанию «бесов Голливуда». И уже объявлен лучшим российским кинопроизведением вообще, воспринят как стремительный прорыв в космос, наравне с полётом Гагарина, когда мы чуть ли не единственный раз в истории догнали и перегнали Штаты. Осталось дождаться лишь малого: творение режиссёра Тимура Бекмамбетова, отталкивавшегося от литературной первоосновы Сергея Лукьяненко (впрочем, у фанатов писателя создалось впечатление, что отталкивание превратилось в отторжение), выйдет за пределы отечества и вскоре покорит весь мир…

Причём любопытно, что предшествующий культурный успех за границей  «Возвращения», проданного, между прочим, в 80 стран планеты, у многих на родине вызвал скепсис, а то и неприкрытое раздражение, что фильм, плоховато понятый в России, почему-то совсем иначе в духовном смысле воспринимается вне её. Некоторые «непатриоты» всерьёз подозревали, что картина Андрея Звягинцева получила «Золотого Льва» на Венецианском кинофестивале согласно устной договорённости между Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони во время визита нашего президента в Италию. А то, что, например, «Бумер» в итоге не попал на Запад, объяснялось происками местных недругов картины и неприкрытой завистью иностранцев, которым якобы не захотелось признавать превосходство русских в типично американском жанре. Дескать, духовность духовностью, куда ни шло, но вот в калашный ряд гангстерского кино со своим провинциальным свиным рылом не лезьте!

Забавно, что некто из достаточно толковых «форумлян» сравнил «Ночной дозор» с «мерседесом», которому просто приделали «лейбл» от «Жигулей» и усиленно стали выдавать за российскую машину. Не так ли было и в случае с «Бумером», где чёрный БМВ, носящийся по нашему бездорожью, получил от ряда критиков, у которых моментально будто «крыша съехала», восторженное сопоставление с гоголевской «птицей-тройкой». Что называется, примчались! И зачем-то (без особой на то надобности - лучше бы деньги потратили, допустим, на Сумрак) переворачивающийся грузовик в фильме Бекмамбетова стал своеобразным символом обновления отечественного кинематографа, который теперь забежал далеко вперёд по отношению к «голливудскому паровозу» и трусит изо всех сил, даже не оглядываясь на отставших преследователей. А они и не стремятся вдогонку, словно зная, что этот путь фактически ведёт в тупик (см. соответствующую сцену в «Человеке-Пауке 2»).