Сто лет ограбления поезда

В этом году исполнился ровно век с тех пор, как возник типично американский жанр вестерна, который сами янки (допустим, признанный актёр, режиссёр и продюсер Клинт Иствуд) считают таким же значимым вкладом в развитие искусства ХХ столетия, как блюз и джаз. Именно в 1903 году появился на экранах фильм «Большое ограбление поезда» Эдвина Страттона Портера, который уникален ещё и тем, что его можно причислить одновременно и к гангстерскому кинематографу. Безымянные бандиты, совершающие ограбление почтового поезда, действуют на Диком Западе и покидают место преступления как обычные ковбои на лошадях, подобно знаменитым и легендарным участникам криминальных групп, которые были потом не раз прославлены в кино - например, Джесси Джеймс, Билли Кид, Буч Кэссиди и Санданс Кид. И практически все они нападали на составы, где перевозились по ещё строящимся или уже существующим железным дорогам Америки подчас весьма солидные суммы из государственных банков и частных компаний.

Так что почти ни одна из американских лент о тех, кто «давно в седле» (если воспользоваться названием картины Уолтера Хилла о банде братьев Янгер, Джеймс, Миллер и Форд, которых соответственно играли братья Кэрредин, Кич, Куэйд и Гест), не обходилась без эпизодов лихих погонь всадников за «железным конём» и насильственной экспроприации всего ценного имущества, находящегося не только в поезде, но и у его пассажиров. И, пожалуй, самые эффектные моменты железнодорожного грабежа, включая взрыв сейфов и целых вагонов, разносимых на мелкие щепки, были в этапных вестернах конца 60-х годов - «Дикая банда» Сэма Пекинпа и «Буч Кэссиди и Санданс Кид» Джорджа Роя Хилла.

Однако режиссёры иногда вспоминают и о том, что железные дороги возникли задолго до изобретения кинематографа, а нападения на составы происходили не только на Диком Западе. Например, американец Майкл Крайтон преподнёс англичанам урок стильного историко-приключенческого кино, сняв «Первое большое ограбление поезда» о действительно имевшей место крупной краже на рельсах в Великобритании в середине XIX века.

Когда же мода на вестерны, распространившись сорок лет назад в Европе (особенно в Италии, ФРГ и ГДР), достигла и наших пределов, то вполне естественно, что тогда ещё советские постановщики не обошлись без заимствования, пусть и талантливого, как в случае с фильмом «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, по-настоящему кинематографичных сцен преследования поезда с целью его ограбления. Впрочем, на излёте существования новообразованного «истерна» или «вестерна по-советски» мотив подражания западным образцам производил уже какое-то несерьёзное, словно пародийное впечатление, как, например, в ленте «Хлеб, золото, наган» Самвела Гаспарова о доставке нескольких слитков золота в Москву.

Хотя можно вспомнить и о типично отечественных образцах, вовсе не ориентированных на заграничные вестерны. Ещё в 1959 году была снята картина «Золотой эшелон» Ильи Гурина, где речь шла о боевой группе омских большевиков, которые захватили железнодорожный состав с золотом, предназначенным Колчаком для вывоза за границу. А среди множества других кинопроизведений о периоде гражданской войны, когда грабили поезда чуть ли не все напропалую (даже в «Коммунисте» Юлия Райзмана есть такой эпизод!), можно особо выделить довольно трагикомическую сцену из популярного многосерийного телефильма «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, где набег на проезжающих устраивает банда махновцев во главе с колоритным батькой по прозвищу Ангел в сочном исполнении Анатолия Папанова.

Но если в американской реальной жизни и, разумеется, в кинематографе по-прежнему существует практика доставки «денежных грузов» по рельсам, то у нас, видимо, подобные операции не производятся или же настолько тщательно охраняются, что даже и не слышно о попытках ограбления. Во всяком случае, на российском экране такое что-то не встречается. Правда, весьма странный способ присвоения себе личного вагона, подцепляемого к разным составам и превратившегося на несколько лет (!) в приют для вынужденного бомжа, можно обнаружить в совсем свежей мелодраме «Железнодорожный романс» Ивана Соловова.

А вот на Западе кинематографисты продолжают восхищаться ловкими и дерзкими похитителями, которые организуют хитроумные «кражи века». И в числе авантюрно-криминальных боевиков, порой с комедийными интонациями (как в «Серебряной стреле» Артура Хиллера и «Денежном поезде» Джозефа Рубина), появляются достаточно своеобразные работы. Например, британский «Бастер» Дэвида Грина с известным певцом Филом Коллинзом в роли Бастера Эдвардса, подлинного грабителя почтовых поездов, который после одного из наиболее громких дел сбежал в Мексику, а потом вдруг заскучал по родине, добровольно сдался полиции и отсидел 15 лет в тюрьме.

Или стоит назвать совершенно иной по манере венгерско-американский ретро-триллер «Виадук» Шандора Шимо, который рассказывает уже не о привычном «железнодорожном медвежатнике», а о... маньяке-убийце, просто-таки пускавшем составы под откос в предгрозовое довоенное время в Европе. В снятом же Андреем Кончаловским в США «Поезде-беглеце» двое сбежавших из тюрьмы захватывают поезд исключительно по необходимости, позже узнав о том, что он остался вообще без управления. Но об этой замечательной картине-притче следовало бы особо поведать в одной из других статей, когда пойдёт разговор о более иносказательных и символических произведениях.

Несомненно то, что вступая во второй век «железнодорожных нападений на экране», режиссёры не склонны отказываться от занимательных и действительно киногенично выглядящих сюжетов, которые по-прежнему привлекают зрителей, когда бы и как ни происходило действие фильма.