Патриотизм напрокат

Важную роль кино в вопросе пропаганды и социальной рекламы какой-либо идеологии, если помните, отмечал еще Владимир Ильич Ленин, квалифицируя его как «важнейшее из искусств». Наше кино именно с государственно-патриотических посылов и начиналось. Одним из первых таких фильмов был легендарный «Броненосец Потемкин».

С развитием киноиндустрии эта функция кино никуда не делась, и даже стала использоваться более масштабно. Современный отечественный кинематограф видится государству не таким эффективным в смысле достижения краткосрочных политических задач как телевидение, но долгоиграющих целей оно достигает вполне надежно. Главной такой идеологической целью российского руководства видится подъем патриотических настроений в обществе, рост в гражданах национального самосознания и гордости за свою страну.

Если в 90-х годах кино практически не финансировалось и снималось на частные инвестиции, то сейчас государство принимает активное участие в выделении средств на производство игровых картин. Госзаказ на патриотическое, историко-патриотическое кино в последнее время стал очень интенсивно осваиваться российскими продюсерами. Сразу несколько крупных проектов подобного направления было снято за относительно короткий временной срок.

В прошлом году организация под говорящим названием «Фонд поддержки патриотического кино» (ФППК) выпустила боевитый шпионский экшн «Код апокалипсиса», который был признан продвинуть идеологию патриотизма, играя по голливудским правилам. В фильме главная героиня – русский спецагент Дарья, которую сыграла звезда ситкома «Моя прекрасная няня» Анастасия Заворотнюк, спасает мир в джеймсбондовской манере – пересекая страны, прыгая с небоскребов, эффектно обращаясь с оружием. Бюджет этого патриотического фильма составил около 15 миллионов долларов, это один из крупнейших бюджетов за всю историю российского кино. Это неудивительно, так как ФППК – организация очень серьезная. Она была создана при участии администрации президента, Государственной думы, Совета федерации, правительства, ФСБ и Минкультуры. В ее попечительский совет входят такие респектабельные персонажи как, например Константин Эрнст, Михаил Швыдкой, Виктор Вексельберг, представители высшего руководящего состава ФСБ. Фонд не собирается останавливаться на достигнутом и планирует дальше продвигать патриотические идеи посредством больших кинопроектов. Следующим проектом ФППК станет фильм Владимира Хотиненко «Псковская миссия» об истории Псковской Православной миссии, действовавшей во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории северо-западных епархий России.

Через месяц после выхода «Кода апокалипсиса» на экранах под мощную рекламную кампанию появился другой историко-патриотический эпик – «1612», где освещается один из поворотных моментов в истории России: победа над польским войском, захватившим Москву в начале 17 века. Фильм вышел накануне Дня национального единства и, по сути, являлся социальной рекламой, призванной «объяснить» корни нового праздника, учрежденного правительством всего пару лет назад. Продюсером фильма выступил известный патриот и почвенник Никита Михалков.

Председатель фонда союза кинематографистов сейчас сам снимает продолжение своей оскароносной драмы «Утомленные солнцем», посвященное событиям Великой Отечественной войны. Пожалуй, самым красноречивым фактом поддержки государством подобного содержания фильмов стало появление на съемочной площадке «Утомленных солнцем 2» премьер-министра Владимира Путина.

Этой осенью вышло сразу несколько фильмов, в той или иной степени отвечающих задачам госзаказа на историко-патриотическое кино. Во-первых, это совершенно откровенная агитка про контрактную армию «Второе дыхание» от Михаила Туманишвили, который профилировался в советское время как раз по спортивно-военным экшнам вроде «Одиночного плавания» или «Ответный ход». Во-вторых, это конечно монументальный «Адмиралъ», собравший какие-то космические деньги и вызвавший дискуссии на предмет обсуждения фигуры Колчака едва ли не в каждом дворе. Ну и в финале листопадной поры в кинотеатры, щеря зубы на американцев, завалился Юрий Грымов со своими «Чужими». Патриотизм это же не только – любовь к Отчизне, но и знание, кто твои враги, видимо, рассуждают министерские бонзы. Грымов отработал антиамериканскую тему с таким рвением и истовостью, как будто заказчики пообещали ему оплатить два репетиторских занятия у Оливера Стоуна.

Такая тенденция в будущем, скорее всего, будет только укрепляться. Государству нужны фильмы идеологически правильные с точки зрения властных структур. Тем более это актуально в условиях кризиса, когда моральная атмосфера в стране выглядит не слишком позитивно и людей нужно как-то отвлечь в такой нелегкий период. Роста патриотического кино стоит также ожидать по той простой причине, что кризис подкосит многие частные продюсерские компании, снимавшие кино без дотаций государства и минкультуре будет проще формировать контент производящегося в стране кино.

Недавно было объявлено об увеличении финансирования отечественного кино, даже несмотря на кризис. С 4,3 млрд. рублей ожидаемых кинематографистами в 2010-2011 годах эта цифра вырастет до 5,5 млрд. рублей. Однако на всех денег этих понятно не хватит, поэтому получать дотации будут не те компании, чьи фильмы успешны в коммерческом отношении, как предполагалось ранее, а фильмы, отвечающие целому ряду критериев. Это должны быть «фильмы общенационального, культурного и социального значения» — крупные кинопроекты, «пропагандирующие нравственные ценности демократического общества и правовое государство». Из внутреннего приказа Минкультуры следует, что на 100-процентное финансирование до десяти таких фильмов будет ежегодно выделяться в сумме 2 млрд. руб.

Практически в каждом голливудском фильме, даже, если это комедия про великовозрастных имбецилов можно обнаружить приметы звездно-полосатого ура-патриотизма. Собственно, нельзя сказать, чтобы это очень уж портило тот или иной фильм. Патриотическое кино может быть очень даже неплохим или красивым. Между прочим, Лени Рифеншталь снимала очень красивые патриотические, так сказать, фильмы. Главное, чтобы идеологические проблемы не замещали настоящих, честных вопросов, которые должен ставить и пытаться на них отвечать современный кинематограф.

Егор Петров