Приёмыхов Валерий Михайлович

(26.12.1943, Белогорск Амурской области - 25.08.2000, Москва), российский сценарист, актер, режиссер. Заслуженный деятель искусств России (1993). Лауреат Государственной премии России (2000) за работы для детей и юношества. Окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств в 1966 году. Затем три года был актером театра имени Н.К.Крупской во Фрунзе. В 1973 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Начал сценарную деятельность в кино в 1975 году («Иван и Коломбина»).

Для характеристики экранного и человеческого имиджа Валерия Приёмыхова недостаточно привычных определений «мужик» или «настоящий мужчина». Хотя вроде бы и его роли, и авторские работы в кино подтверждают, что Приёмыхов - вовсе не тот, кого на театральном жаргоне называют емким и хлестким словом «Штаны». Кстати, и его одноименный дебют в режиссуре в 1988 году опровергал первоначальное предположение о персонаже-актере, сыгранном Юрием Яковлевым, что он - лишь слабый человек, чья принадлежность к мужскому полу определяется только благодаря надетым штанам. Приёмыхова следует считать «мужчиной с характером», родом из дальневосточных краев, поселка на таежном берегу Амура, где в основном обитали «перемещенные лица» или «мигранты» (такое название получит вторая режиссерская работа Валерия Приёмыхова, снятая в 1991 году и удостоенная специального приза на МКФ авторских фильмов в Сан-Ремо). Но и эти слова достаточно культурно описывают исключительно советский феномен - нацию не обычных переселенцев и колонистов, как в Америке, а прошедших тюрьмы и лагеря или являющихся потомками ссыльных, беглых, перекати-поле. Когда Приёмыхов прославился как актер («Пацаны», 1983; «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1988 - обе работы отмечены Государственными премиями СССР), мало кто поначалу знал, что он - не удачно выбранный типаж-непрофессионал, умеющий натурально и убедительно быть на экране самим собой. Оказывается, дипломированный актер, три года «оттрубивший» в Русском драматическом театре во Фрунзе. И как же прихотливы человеческие судьбы - на картине «Жена ушла» в 1979 году сошлись киноактер-дебютант Валерий Приёмыхов, уже признанный молодой режиссер Динара Асанова и только начинающий (поэтому отдавший свой сценарий в другие руки) Виктор Аристов, которые по-разному были связаны с Киргизией, а встретились вместе в Ленинграде. Теперь их всех уже нет на свете, хотя еще недавно казалось, что для первого из них "время печали еще не пришло" (если воспользоваться названием ленты Сергея Сельянова, где в 1994 году снялся Приёмыхов, который стал редко появляться в кадре и за кадром, переключившись на литературную деятельность и рассказывая истории, навеянные послевоенным детством). Именно Асанова помогла ему не только получить известность, но прежде всего выйти из опасной территории, где бездумно растрачивается талант. Ведь по окончании ВГИКа Валерий Приёмыхов подвизался как доработчик чужих проектов и спасатель горящих «производственных единиц» («Иван и Коломбина», «Дикий Гаврила» и телефильм «Миг удачи» не делают чести будущему автору сценариев асановских лент «Никудышная», «Пацаны» и «Милый, дорогой, любимый, единственный...»). Правда, недавно он был вынужден вновь спасать - переделывать сценарий фильма «Крестоносец» (1995). Придумав всю современную линию, Приёмыхов также исполнил в обновленной версии отрицательную роль мафиози. Однако, и преступник в его трактовке вызывал смешанное чувство страха и уважения к явно неоднозначной персоне. В Валерии Приёмыхове и его героях нет ни надрыва, ни бесшабашности, за что порой расплачиваются исковерканной судьбой или даже самой жизнью. Он внешне был спокойнее, словно заторможеннее (особенно это видно в фильме «Жена ушла»), более уравновешен и исполнен внутреннего достоинства. Будто имел в себе некий не позволяющий сгибаться стержень, хотя, безусловно, ему приходилось и на экране, и в жизни идти на неизбежные компромиссы, допускать не очень благовидные поступки. Но несмотря ни на что, Приёмыхов представлялся упрямо идущим к одному ему ведомой цели или же, благодаря везению и интуиции, минующим зияющие бездны, которые подстерегают любого человека. А название его последней картины как сценариста и режиссера - «Кто, если не мы!?» (1999, премия «Ника» за сценарий) - лучше всего характеризовало позицию художника и человека, который осознает свою ответственность за происходящее рядом с собой.