Голливуд смотрит в будущее

В последнее десятилетие в кинофантастике (прежде всего в американской) наблюдается размывание рамок чисто фантастического кино, а с другой стороны - происходит дальнейшее проникновение элементов фантастики, «фэнтэзи» и мистики, кажется, во все существующие жанры и поджанры. Так что нет ничего странного в том, что похожий процесс своеобразного «офантазивания» испытывают практически все крупные кинокомпании США, называемые «мейджорами», а ещё ряд независимых фирм (например, «Нью-Лайн Синема», «Мирамакс Филмс»), ставших, по сути, «полумейджорами».

Если у истоков американской фантастики стояла студия «Юнивёрсл», породившая в начале 30-х годов четыре основополагающих ленты - «Дракула» Тода Браунинга, «Мумия» Карла Фройнда, «Франкенштейн» и «Человек-невидимка» Джеймса Уэйла, то потом инициатива перешла к компании «РКО», которая не только сняла первого «Кинг Конга», но и поддержала в 40-е годы малобюджетные фильмы ужасов типа «Люди-кошки» Жака Турнёра. Появление недорогих картин независимых фирм оказалось настолько успешным, что все 50-е годы, можно сказать, прошли под знаком подобного кинематографа, многие образцы которого (допустим, «Нечто», «Вторжение похитителей тел») превратились позднее в крупнобюджетные римейки. А отдельные масштабные фантастические проекты больших кинокомпаний («Направление - Луна», «Война миров» и «Машина времени» продюсера Джорджа Пала, реализованные соответственно на «Юнивёрсл», «Парамаунт» и «МГМ») тогда чаще всего не оправдывали затрат.

Но постепенно приобщился к фантастике такой «мейджор» Голливуда, как «20-й век Фокс», создав в 50-е «День, когда Земля остановилась» Роберта Уайза и «Муху» Курта Нойманна, а в 60-е - «Фантастическое путешествие» и «Доктор Дулитл» Ричарда Флейшера, «Планету обезьян» Фрэнклина Шефнера. Кстати, последняя пользовалась особой популярностью, благодаря чему возникли четыре продолжения, снятые другими режиссёрами. Поэтому «Фокс» следует считать первооткрывателем фантастических киноциклов, наиболее прославленный из которых - разумеется, «Звёздные войны». Своеобразный сериал, растянувшийся с 1977 года (его завершение ожидается только в 2005 году), остаётся самым кассовым в истории. Вместе с ним «20-й век Фокс» с успехом перебрался в XXI век, попутно выпустив циклы «Чужой» и «Хищник». Сейчас начинает складываться киносериал «Люди Икс», заново сделаны ленты «Доктор Дулитл» (даже в двух сериях) и «Планета обезьян». Среди других коммерчески успешных произведений «Фокса» в разные годы - «День Независимости», «Большой», «Особое мнение», «Кокон», «Молодой Франкенштейн», «Бездна», «Предзнаменование».

Как можно убедиться, картина весьма пёстрая - от научной фантастики до мистики. То же самое характерно и для компании «Уорнер Бразерс», которая, помимо прежних циклов «Супермен» и «Бэтмен»/«Человек-Летучая Мышь», ныне обзавелась (причём надолго) правами на экранизацию книг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере, а также выпустит в 2003 году сразу два сиквела «Матрицы». Недавними хитами оказались «Скуби-Ду», «Дикий, дикий Вест», «Контакт», «Космический бросок». А если вспомнить, что на счету студии «Уорнер» находятся «Они» и «Дом восковых фигур» в 50-е годы, «Заводной апельсин», «Изгоняющий дьявола» и «Сияние» в 70-е, «Блейд-раннер», две серии «Гремлинов», «Битлджус» и «Ведьмы из Иствика» в 80-е годы, то это вполне сопоставимо с достижениями «Фокса».

Похуже сейчас обстоят дела у компании «Парамаунт», чей десятый (!) фильм из цикла «Звёздный путь» существенно уступил по сборам предшествующим сериям. Но всё можно поправить, подготовив давно обещанную четвёртую часть самого популярного у этой студии киносериала об Индиане Джонсе. Кроме того, на смену авантюристу-археологу пришла его коллега в женском обличье Лара Крофт, о которой снимается вторая серия. И ещё в коллекции «Парамаунта» имеются «Призрак» (у нас предпочитают переводить как «Привидение»), «Столкновение с бездной», две части «Семейки Эддамс», «Без лица», «Сонная Лощина», римейк «Кинг Конга», и, наконец, классическая мистическая лента «Ребёнок Розмари».

Фирма «Юнивёрсл», почти два десятилетия гордившаяся первым местом в списке рекордсменов проката, которое занимал «Е.Т. - Инопланетянин» Стивена Спилберга, теперь надеется уговорить мастера суперзрелищного кино на четвёртую часть тоже успешного «Парка юрского периода». Может быть, пора подумать и о четвёртой части фантастической комедии «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Также «Юнивёрсл» обладает двумя обновлёнными сериями «Мумии» и примкнувшего «Царя скорпионов», двумя современными частями «Чокнутого профессора», кассовыми картинами «Как Гринч украл Рождество», «Каспер», «Смерть ей к лицу». И даже сверхзатратный «Водный мир», чуть было не потопивший эту студию, в итоге всё-таки окупил себя в кинотелевидеопрокате.

Кстати, среди разорившихся компаний, успевших внести вклад в развитие кинофантастики, надо назвать в первую очередь «Трай Стар», являющуюся дочерней по отношению к «Коламбия Пикчерз», которая, в свою очередь, принадлежит теперь «Сони Пикчерз». «Трай Стар» выпустила фильмы «Терминатор 2: Судный День», «Вспомнить всё», «Капитан Крюк», «Короткое замыкание». А «Коламбия» причастна к появлению «Доктора Стрейнджлава», «Близких контактов третьего вида», двух серий «Охотников за привидениями». На счету нынешней «Сони Пикчерз» - «Человек-Паук», две части «Людей в чёрном» и «Стюарта Литтла», римейк японской «Годзиллы», «Джуманджи», «Дракула Брэма Стокера», «Волк», «Пятый элемент».

Компания Уолта Диснея, прежде занимавшаяся производством и прокатом анимационных сказок и фильмов для семейного просмотра, конечно, продолжает это и сейчас, уже в компьютеризированном виде («Корпорация чудовищ», «Лайло и Ститч», «Динозавр»). Но она входит составной частью в фирму «Буэна Виста», пристрастия которой разносторонни и подчас  далеки от детского кино. Достаточно привести перечень наиболее успешных лент - «Шестое чувство», «Знаки», «Армагеддон», «Кто подставил кролика Роджера», две серии «Санта-Клауса», «Феномен», «Дорогая, я уменьшил детей», «Дорогая, я увеличил малыша», «Всплеск», «Арахнофобия».

Наконец, подлинным проводником «новой линии» следует считать независимую студию «Нью-Лайн Синема», которая добилась первых успехов благодаря циклу «Кошмар на улице Вязов», сделала резкий кассовый прорыв, сняв три серии «Подростков-мутантов черепашек-ниндзя». Далее последовали «Маска», «Смертельная битва», «Майкл». Существенно упрочили её позиции три части «Остина Пауэрса». Ныне же «Нью-Лайн» чувствует себя мировым триумфатором, ожидая выхода третьего «Властелина колец». Вдобавок эта компания произвела две части «Блейда» и «Затерянных в космосе».

Большой успех последней серии о Джеймсе Бонде (картина «Умри, но не сейчас» относится к фантастическим в «бондиане», как и раньше «Живёшь только дважды» и «Мунрейкер») заставил воспрянуть духом давно объединившуюся фирму «МГМ»/«Юнайтид Артистс». А ведь ей принадлежит такой шедевр кинофантастики, как «2001 год: Космическая одиссея» Стенли Кубрика, намного опередивший своё время. Кроме того, студия причастна к созданию «Военных игр», трёх серий «Полтергейста», «Звёздных врат», двух частей «Особи».

В любом случае, шансы каждой из перечисленных студий на ниве научной фантастики, «фэнтэзи» и мистики могут ещё не раз измениться. А может, какая-нибудь новая крупная фирма (например, «ДримУоркс», одним из совладельцев которой является Стивен Спилберг) или вообще никому не известная, условно говоря, «21-й век Фэнт», вдруг выскочит вперёд и начнёт диктовать моду на то, как должен выглядеть «облик грядущего».