Финны оставили нас в дураках (об итогах выдвижения иноязычных фильмов на "Оскар")

Дело отнюдь не в том, что «Дом дураков» Андрея Михалкова-Кончаловского не попал даже в пятёрку претендентов на «Оскар» в категории «лучший иноязычный фильм». А ведь от американской компании «Парамаунт Клэссикс», которая будет прокатывать «Дом дураков» в США, следовало ожидать (согласно письму в адрес Министерства культуры России), что она сможет поддержать нашу картину хотя бы на первоначальной стадии, то есть обеспечит включение в так называемый short list. Однако у тех, кто внимательно изучает оскаровские предпочтения на протяжении многих лет, вряд ли были какие-то иллюзии относительно ленты Кончаловского, даже учитывая то обстоятельство, что этот режиссёр хорошо известен в Голливуде.

Кто там знает, например, финна Аки Каурисмяки, который является культовой фигурой только в Европе, а прошлой осенью к тому же непредусмотрительно испортил отношения с Госдепартаментом США, заявив, что ни за что не поедет на Нью-йоркский кинофестиваль, поскольку несправедливо отказали в американской визе выдающемуся иранскому постановщику Аббасу Кияростами. Солидарность двух «АК» (для Америки они оказались пострашнее автомата Калашникова!) должна была бы, с точки зрения тех, кто во всех действиях Американской киноакадемии видит политический умысел и интригантство, точно стоить финскому режиссёру оскаровской номинации.

Между тем с самого начала можно было почти не сомневаться, что «Человек без прошлого» просто-таки обязан попасть в заветную пятёрку и - более того! - котироваться в качестве одного из главных претендентов, принимая во внимание то, что испанцы, вдруг разлюбив Педро Альмодовара, вообще вывели его ленту «Поговори с ней» из конкуренции, навязывая (совсем как у нас!) другую картину «Понедельники на солнце». В результате американцы её с треском прокатили, а «Поговори с ней», наоборот, не без вызова включили в номинации «лучший режиссёр» и «лучший оригинальный сценарий», так как этот фильм уже вышел в прокат США и по правилам Академии мог стать соискателем на «Оскар» в любых категориях.

Если уж быть до конца честными, нельзя не признать: на роль соперника «Человека без прошлого» вполне подошла бы именно «Кукушка» Александра Рогожкина. Помимо внешней интриги, за которую наверняка бы уцепился оскаровский комитет, пожелав столкнуть лбами финнов с финнами (ведь из трёх главных героев «Кукушки» двое являются представителями Финляндии), существовала замечательная возможность разыграть многоходовую шахматную комбинацию, заставив поволноваться по поводу исхода поединка.

Ведь у Аки Каурисмяки, обладающего весьма своеобразным чувством юмора, многое в его ленте построено на молчании, непонимании, выключенности из бытия человека, который, став жертвой нападения, потерял память и вместе с ней утратил собственную идентичность. И путь героя по совершенно незнакомому миру имеет своей конечной целью обретение хоть какого-то человеческого контакта, который (согласно авторской иронии) обеспечен ему столь же одинокой и неприкаянной душой, обнаружившейся у штатной сотрудницы Армии спасения. Каурисмяки всячески снижает пафос и порой ёрничает над политкорректными требованиями проявления максимальной толерантности в обществе и между отдельными индивидами, но в конечном счёте добивается трогательной и даже щемящей ноты в рассказе о том, что «человеку без прошлого» просто нужен другой человек для возврата во вполне нормальное состояние.

Вот и в «Кукушке» в эпоху военного противостояния и запрограммированной нетерпимости людей такой же персонифицированной Армией спасения, не дающей двум «солдатам в беспамятстве» ринуться чуть ли не в рукопашную друг с другом, оказывается обычная баба-хуторянка, которая чувствует ценность каждой жизни не только на интуитивном, но и на родовом уровне. И у Рогожкина вся идейно-морализаторская составляющая тоже «утоплена» в трагикомическом повествовании, где юмор помогает отнестись к происходящему без излишнего пиетета и высокопарности, чтобы мы восприняли нутром и открытым сердцем, что в общем-то все люди - действительно братья. И сёстры.

Так что «Человек без прошлого» и «Кукушка» годились друг другу в сородичи, говоря на языке скромных чувств и с застенчивой улыбкой, что бить кого-то по башке нехорошо, а уж убивать - тем более. Философия пацифизма и непротивления злу насилием - это только громкие слова, если конкретный человек не научится уважать личность своего соседа, по совместительству противника. Порой всего лишь достаточно, чтобы резкое «Да пошёл ты!» звучало в устах женщины по прозвищу Кукушка почти ласково: «Пшолты!». А социальная работница желала бы просто пойти потанцевать с опекаемым ею Незнакомцем, кажется, впервые почувствовав, что на самом деле кому-то дорога.

Картины двух близких соседей Аки Каурисмяки и Александра Рогожкина (даром, что между местами проживания обоих - несколько часов езды на машине), как и, между прочим, «Поговори с ней» их дальнего европейского коллеги Педро Альмодовара, обращаются с очень простым и доходчивым посланием к людям и миру: «Поговорите друг с другом». Можно только пожалеть, что этот призыв не услышали ни в Испанской киноакадемии, ни в Российской, лишив оскаровскую церемонию уникальной конкуренции.