На кой "Матрица"?!

Обдумывая феномен непостижимого фанатизма ряда современных зрителей, которые в упор не желают замечать очевидных художественных недостатков фильмов «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» (всё-таки этот перевод примитивен, поскольку даже по словарю название The Matrix Revolutions может быть интерпретировано как «Матрица: Кругооборот»), я вспомнил об опросе, проведённом на портале KinoZal.Ru полгода назад.

Вопрос формулировался довольно провокационно: «Мы все живём в матрице?». 18% участников ответили строго утвердительно: «А где же ещё!». Ещё 16% проголосовавших пожелали присоединиться к более экстремальному выводу: «На самом деле матрица - внутри нас». В сумме тоже 34% опрошенных вообще негодовали по данному поводу, выбрав варианты «А плевать я на это хотел!» и «Что за дурь гоните?». Ровно четверть принявших участие выразили некоторое сомнение: «Смотря что считать матрицей». И только 10% людей твёрдо заявили: «Да ничего подобного!» (Некоторое превышение ста процентов связано с тем, что можно было предпочесть сразу несколько вариантов ответа). Также представляли интерес отдельные самостоятельные высказывания: «Не матрица, а её суть живет с нами и в нас!», «Вообще матрица творится у нас в головах, ведь внешнее соответствует внутреннему», «Мы её моделируем». Кто-то привёл классическую максиму «Жизнь - это всего лишь сон». Но особенно запомнилась следующая фраза: «Да: закрой глаза и мира не станет!».

А уже во время обсуждения на портале третьей серии «Матрицы» среди множества откровенно бранных слов в адрес критиков, которые просто не способны постичь, что за явление оказалось перед ними, всё-таки попалось редкое по толковости соображение: «Это попытка построить альтернативную (может быть, сказочную) модель нашей жизни. Заставить её жить, сделать логичной». На фоне подобного замечания меркнет даже весьма пространная и глубокомысленная интерпретация одним из приверженцев «матричной трилогии» всех её сюжетных поворотов и мельчайших нюансов, поскольку любой толкователь путаного, хаотично-беспорядочного и в конечном счёте бестолкового произведения выглядит весьма комично, как и тот, кто стал бы всерьёз рассуждать об уникальных колористических особенностях кучи дерьма.

Создатели-архитекторы «Нового Завета компьютерного поколения» великолепно всё просчитали, запустив своеобразный «спам» ещё в первой серии, который начал стремительно пожирать неокрепшие от особого умствования мозги подростков и молодёжной аудитории. Для них действительно явилось «откровение с небес» в виде всё объясняющей и оправдывающей идеи о матричности нашего существования, которого, возможно, на самом деле нет, а есть только представление о том, что реальность якобы наличествует. Но до Платонова идеализма в восприятии окружающего мира нынешним юнцам, пишущим слово «философский» с буквой «в» в середине вместо «ф», конечно, неизмеримо далеко!

Поколение Next может усвоить лишь набор технических ухищрений, которые являются «тёмным лесом» для большинства взрослых. Вот почему юная поросль с таким удовольствием подхватывает тезис о доступности «Матрицы» только для посвящённых, а так называемые «чайники» никогда не догадаются, о чём идёт речь в послании братьев Вачовски ко всему прогрессивному человечеству, под коим, безусловно, понимается лишь отряд «компьютерно продвинутых» субъектов. Тут налицо очевидное противоречие: с одной стороны, кинотрилогия явно рассчитана на толпы обывателей, которые, сметая друг друга, должны ринуться в кинотеатры, а с другой стороны, многие принуждены смотреть на это зрелище - как баран на новые ворота. И ведь действительно чувствуешь себя полным придурком, точно не врубающимся во всю эту виртуальную машинерию, а оценивать такое кино с точки зрения искусства даже как-то совестно!

Фактически мы имеем дело с типичной сказкой для тех, кто ушёл в Сеть и практически оттуда не вернулся. «Матрица» является примером современной индульгенции беглецам от подлинной реальности, пытающимся создать некое подобие технократической религии (Годфри Реджо, мудрый творец «Накойкаци»  см. в тексте «Что такое кино», в сравнение с которым Энди и Лэрри Вачовски явно не годятся, вообще склонен считать это «технофашизмом»), Нео-учения в честь Спасителя из XXIII века. Между прочим, его предыстория уже изложена в специальном «таймлайне», который стал достоянием миллионов благодаря распространению по миру весьма уважаемым информационным агентством «Ассошиэйтед Пресс». Идеология «эскапизма», которая по-своему выражалась в движении хиппи или панков, приобрела на рубеже двух столетий, более того - двух тысячелетий, форму спецэффектного фантастического кинозрелища, переложившего (хочется сказать - разжевавшего) в весьма адаптированном виде многие мысли, носившиеся в воздухе на протяжении всего существования человеческой цивилизации: условно говоря, от Соломона и Моисея до Филипа Дика и Уильяма Гибсона.

И ведь что примечательно - попытки экранизировать сочинения двух упомянутых классиков фантастики не привели к массовому буму среди фанатиков «Блейд-раннера» или «Джонни-Мнемоника». Кстати, «матричный Нео», ставший настоящей иконой для поклонников трилогии братьев Вачовски, был сыгран Киану Ривзом, который засветился не только в названном «Джонни-Мнемонике», но и в «Маленьком Будде», где исполнил роль как бы нового воплощения на Земле самого Будды. Вот и в «Матрице» он оказался человеческой ипостасью Бога, выполнив миссию Мессии, когда вывел «народ Израилев» (то бишь мятежников из Зиона-Сиона) наверх к воссиявшему солнцу. Осанна!

Чего греха таить - для любого мало-мальски культурного человека эта самая Нео-Библия представляется сущим винегретом, своего рода «Кентуккской киносолянкой», которая просто напрашивается на то, чтобы быть спародированной если не давно распавшейся троицей американских пересмешников в лице братьев Цукер и примкнувшего к ним Абрахамса, то хотя бы нынешними любителями позубоскалить над штампами в кино. Впрочем, Энди и Лэрри Вачовски уже сами «постарались», доведя первоначально перспективную идею до примитивно-пошлого воплощения.